Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Актриса Евгения Осипова стала известной после главной роли в сериале «Доярка из Хацапетовки». Будучи городской жительницей, она так убедительно сыграла деревенскую девушку, что режиссеры, как это часто бывает, уже было присвоили ей некое амплуа. Но она сумела показать свою широкую актерскую амплитуду в других популярных проектах, например в сериале «Закрытая школа» или в мистической фантасмагории «Башня».
— Женя, прочитал, что вы мечтали связать свою жизнь с математической профессией, а вовсе не с актерством. Как же так?
— Это правда. Более того, я не могла представить, что актеры, которых показывают по телевизору, — живые люди. Считала, это нечто вроде диафильмов!

Училась я в математической школе и думала, что буду поступать в столице на физико-математический факультет. В 15 лет переехала в Москву, пошла в школу № 540 на улице Хавской, недалеко от метро «Тульская». Такое смешное совпадение — девочка из Тулы на «Тульской». У нас была потрясающая учительница литературы, которая ставила с нами некие мини-спектакли по разным произведениям. И вот уже в выпускном классе я поняла, что запуталась: не знала, куда пойти, но точно уже не на физмат. Мои одноклассники и посоветовали мне попробовать поступить в театральное учебное заведение. В телефонном справочном бюро по номеру 09 я узнала про такие вузы. Причем мне показалось, что Щепкинское и Щукинское училища, судя по названию, это что-то вроде ПТУ. Зачем мне такое? И Школа-студия МХАТ звучит как самодеятельный кружок. Но я туда все-таки держала экзамен у Дмитрия Брусникина. Однако выбрала в итоге институт — ГИТИС.
Помню, на коллоквиуме мне задали вопрос:
— Как звали трех сестер Чехова?
А поскольку мои познания по литературе были не такими сильными, как в математике, и я поняла, что меня «валят», то возмутилась:
— А почему я должна знать всех его родственников?!
Наверное, это звучало оригинально, и меня приняли.
Думаю, меня нашла сама профессия, и я влюбилась в нее. Уже с первого курса начала сниматься. Не секрет, что по театральным вузам ходят кастинг-директора разных проектов, агенты и отбирают студентов. Так я попала, например, в сериал «Дорогая Маша Березина», где сыграла небольшой эпизод.
— Мама не ругалась? Может, она мечтала, что дочь станет выдающимся математиком...
— Она была в ужасе! Не понимала, что в актерской профессии как-то можно состояться. Говорила мне: «Когда ты уже напрыгаешься?!» Видимо, у нее была ассоциация с моими увлечениями разными кружками в нашем Дворце пионеров.

— Как вы оказались в проекте «Доярка из Хацапетовки», после которого и стали известной?
— Я уже работала в Театре сатиры вместе с Андреем Барило, с которым мы в то время встречались. И вот он поехал на какие-то пробы и прихватил мои фотографии. В холле киностудии у него выпали мои снимки, а мимо шла второй режиссер будущего сериала «Доярки...». Она увидела фото и заинтересовалась: «А что это за девочка?» Мне прислали сценарий, пригласили на пробы. Помню, я так смеялась, когда его читала! Не могу сказать, что эти съемки были легким приключением. Признаться, мне казалось, что режиссер сериала в меня не очень-то верит, поэтому отношения у нас были, скажем, натянутые. Мои партнеры тоже казались странными, их шутки в мой адрес были колкими. Но мне нравилась идея, к тому же первая главная роль, поэтому терпела и со всеми трудностями боролась внутри себя.

— В свое время в прессе появилась информация о некой драке с мужчиной на улице, мол, вы заступились за свою подругу. Такой бойцовский характер...
— Ох, впервые комментирую эту ситуацию. Я гуляла во дворе дома со своей соседкой. На лавочке спала незнакомая женщина, причем одетая в приличную одежду, не бомжиха какая-то. Я видела ее в первый раз, так что она не была моей подругой. Вдруг откуда-то выскакивает мужчина, подлетает к ней, хватает за грудки и начинает бить по лицу, видимо, приводя в чувство. Я стала заступаться. Тогда он подскочил ко мне, ударил, я перелетела через лавочку. Побежала домой, мой муж выскочил на улицу, но уже никого не увидел. Мы заявили в полицию, мужчину быстро нашли. Это оказался безработный сожитель этой женщины, который в свое время сидел в тюрьме. Он заявил, что никого не бил, что я была пьяная и сама упала. Так и записали, его отпустили... Информация каким-то образом (а я предполагаю, что полиция ее слила) попала к журналистам, которые ломились ко мне за комментариями, но я не отвечала. Конечно, напридумали много всего, но я-то знаю, как было на самом деле.
Что касается моего характера, да, я суперэмоциональный человек. Меня легко задеть, хотя могу это умело скрывать. А вообще, считаю, что я — подарок.
Конечно, бойцовские качества во мне есть. Но не в плане подраться, а попробовать что-то новое. Например, я дико боюсь высоты, но прыгнула с парашютом (конечно, с инструктором) с высоты 4200 метров. Даже управляла вместе с пилотом небольшим самолетом. Погружалась с аквалангом на глубину 10 метров. И все это для того, чтобы побороть страх, проверить себя.
— Почему после такого успеха «Доярки из Хацапетовки» вы отказались участвовать в продолжениях этого сериала?
— Понимаете, когда мы сняли первый сезон этого проекта, по жанру это была лирическая, трогательная, смешная комедия. Над сериалом работала очень хороший режиссер Анна Гресь. Поэтому, когда поступило предложение об участии во втором сезоне, все страшно обрадовались. И вот я получаю сценарий, читаю. Написали обычную мелодраму, причем с дурацким сюжетом, с другим режиссером. Мы, главные герои, не сговариваясь отказались. Но по обязательству перед телеканалом должны были отработать сколько-то рабочих смен. В результате во втором сезоне наши герои постепенно ушли из повествования и продолжили играть другие актеры, совершенно другую историю.

— То есть это получилось не из-за страха стать заложницей своего однажды хорошо сыгранного образа?
— И поэтому тоже. Конечно, после «Доярки...» мне предлагали похожие роли, от которых я отказывалась. Мне хотелось доказать, что я универсальная актриса, могу играть и другое. Поэтому, имея за плечами более 60 главных ролей, могу сказать, что у меня все героини разные: и лирические, и мистические, и трагические, и отрицательные, и положительные... Помню, когда сыграла в «Закрытой школе» такую дерзкую девушку, видящую призраков, многие поклонники «Доярки...» были удивлены. Конечно, сложно выходить из режиссерских и зрительских шаблонов.

— Читая информацию о вас, узнал, что перед поступлением в ГИТИС вы просили благословения у священника. Вы настолько воцерковлены?
— В юности я действительно была очень воцерковленным человеком. Причем никто меня не заставлял, к этому пришла сама. Читала утренние и вечерние молитвы, ездила в паломнические туры, посещала церковные службы, причащалась. Для меня все это было важно. Поэтому на момент, когда поступала, памятуя, что лицедейство считается грехом, обратилась к батюшке. Мне было важно услышать его мнение.
— А если бы он отговорил вас?
— Вот не знаю, поступала бы я тогда или нет... Но батюшка меня благословил. Сегодня уже не так точно соблюдаю церковные обряды и не прошу перед каждой ролью благословения. Когда вхожу в церковь, внутренне говорю, что хочу нести свет и добро людям через положительные и отрицательные роли. Так что актерская профессия для меня не только материальные блага, но и в чем-то миссия, как бы пафосно это ни звучало.

— Судя по вашей творческой биографии, после института вы стали играть в театре «У Никитских ворот» Марка Розовского?
— Не совсем так. В конце второго года учебы меня пригласили параллельно играть в Театр сатиры. Узнав об этом, мой тогдашний руководитель курса Борис Морозов сказал, чтобы я забирала документы и уходила из института. Произошел конфликт. После разговора с деканом я перевелась на параллельный курс к Марку Розовскому. Он разрешил мне играть в Сатире, а наши дипломные спектакли мы показывали в театре «У Никитских ворот». После института меня приняли в труппу Театра сатиры.
— Почему же вы ушли оттуда?
— Здесь никакого конфликта не было. Я отработала там три года. Понимаете, репертуарный театр существует по определенным законам: ты просто обязан выходить в массовых сценах, в эпизодах и ждать большую роль годами. К тому времени я снялась в сериале «Доярка из Хацапетовки», меня начали приглашать в другие телевизионные и кинопроекты. И когда увидела, что в наступающем театральном сезоне у меня опять нет новых ролей, решила уйти из театра. Худрук Александр Ширвиндт спросил меня: «Может, еще подумаешь?» Но нет, я уже была готова двигаться дальше самостоятельно.