А я не согласна!
В каких ситуация стоит спорить с начальством, отстаивать свое мнение, а в каких разумнее промолчать, чтобы не испортить репутацию и не потерять работу.
Руководитель дает поручения, которые не входят в твои служебные обязанности? Ведет себя некорректно, выходя за рамки рабочих отношений? Очень часто мы не знаем, как вести себя с боссом и вышестоящими коллегами: даже если мы с чем-то категорически не согласны, стараемся заткнуться, чтобы не нарываться на неприятности. Но порой своим молчанием и податливостью мы делаем себе только хуже, взваливая на себя лишнее. Как же тогда отстаивать свое мнение, не нарушая субординации и не испортив отношения с начальством?
1Молчание – золото?
Начальник требует воплощения каких-то поистине сказочных проектов, выдвигает странные теории, которые ты должна положить в основу своей работы, дает заведомо невыполнимые задания… Вот как тут не начать сопротивляться, ведь выполнять все эти завиральные идеи, а также отвечать за результат придется тебе, огребая шишки.
Также сложно сдержать свое возмущение, если руководство перекладывает на тебя обязанности другого сотрудника, заставляет работать сверхурочно или ставит нереальные сроки. Но стоит ли сразу же бросаться в бой и спорить с начальником? Не всегда. Прежде чем отстаивать свои права или указывать руководителю на ошибку, оцени вот эти факторы:
Личностные качества. Одни начальники легко идут на контакт, открыты к продуктивному диалогу и готовы на компромиссы. Вторые авторитарны, не любят, когда их распоряжения обсуждаются, и требуют, чтобы все было так, как они сказали. Третьи принципиальны по одним вопросам, но спокойно идут на уступки по другим. Кто-то спокоен и уравновешен. Кто-то легко выходит из себя. От личностных качеств зависит и стиль руководства. Кто-то из начальников более демократичен, кто-то придирается к каждой мелочи, а кто-то требует, чтобы с ним все и во всем соглашались.
Влияние коллектива. Как выстраиваются взаимосвязи внутри вашей компании, как складываются отношения между коллегами твоего отдела? Всегда ли вы поддерживаете друг друга? Нет ли скрытых интриг и стремления подставить более успешных сослуживцев? Все это важно учитывать, ведь твой спор с начальником может отразиться не только на тебе, но и на других членах коллектива. Также заранее стоит подумать, поддержит ли тебя кто-то из коллег.
Уместность. В одних компаниях можно в любой момент обговорить с руководством сложные ситуации. В других для этого собирают планерки. В третьих есть специальный менеджер, в обязанности которого входит согласование требований руководства и возможностей сотрудников. В четвертых проблемы принято обсуждать на личной встрече с начальником.
Актуальность. Подумай, действительно ли происходящее требует немедленного реагирования и открытой конфронтации? Возможно, стоит просто отпустить ситуацию, и проблема сама вскоре разрешится. Недаром же шутят, что не надо торопиться выполнять распоряжения руководства – завтра их могут отменить.
2Спор без последствий
Если вопрос принципиальный и ты готова отстаивать свое мнение до конца, не стоит рубить сплеча. Лучше отложить разговор и хорошенько подготовиться к нему.
Собирай цифры, факты, весомые аргументы, чтобы обосновать свою точку зрения. Кроме того, достаточное количество данных покажет твой серьезный настрой и ответственное отношение к работе.
Также стоит заранее выработать стратегию разговора, исходя из особенностей вашей компании, стиля руководства и личностных качеств твоего начальника. Выстраивай коммуникацию таким образом, чтобы не было недосказанности, двояких трактовок и недомолвок. Руководитель должен хорошо понимать, о чем ты говоришь, на чем основываешься и почему считаешь именно так.
Для разговора необходимо выбрать подходящие время. Какие-то вопросы стоит обсуждать только лично с боссом. Какие-то можно поднять на собраниях, планерках. Подумай, настолько ли важен твой вопрос, чтобы отнимать время у сослуживцев. Возможно, стоит написать служебную записку и попросить начальника разобраться в ситуации, а не тратить время на долгие споры и обсуждения.
3Учись лавировать
Вот несколько важных правил, которые необходимо соблюдать во время разговора с начальником.
Не ставь под сомнение авторитет и компетентность руководителя. Редкий человек готов признать свои ошибки и посягательства на его авторитет, особенно если это происходит публично. Можно сказать, что тебе кажется, что он получил не совсем корректные сведения, а на самом деле ситуация выглядит по-другому, и рассказать, как именно.
Сохраняй спокойствие. Даже если ситуация выводит тебя из равновесия, а начальник провоцирует тебя на эмоции, постарайся держать себя в руках и не отклоняться от темы. Излишняя эмоциональность сводит на нет все, что ты говоришь. А вы ведь хочешь убедить начальника изменить решение, не так ли?
Не переходи на личности. Даже если начальник самодур и тиран, не стоит говорить об этом ему в лицо, тем более в присутствии коллег. Возможно, именно личные качества руководителя привели к проблемной ситуации, но изменить их ты все равно не можешь. Поэтому обсуждай только ситуацию и пути выхода из нее, а не шефа и его стиль руководства.
Говори об интересах руководителя. Любое его решение отражается не только на компании, но и на нем самом. Очень полезно сыграть на этом личном интересе. Например, если ты уверена, что новый проект потребует большого количества ресурсов, но в результате компания не получит ожидаемой прибыли, все останутся без премии. И босс тоже. Подумай об этом до того, как начнешь разговор.
Слушай собеседника. Очень важно слышать не только себя, но и контраргументы начальника. Возможно, у тебя нет всех данных для полного понимания картины, а у него есть. Возможно, вместе вы найдете более эффективный выход из ситуации – твоя цель именно в этом, а не в том, чтобы выяснить, кто умнее.
Умей говорить «нет» по принципиальным для тебя вопросам. Конечно, начальник может быть очень убедительным, уметь играть на чувстве долга и твоей исключительной важности для компании. Но если в твои служебные обязанности не входит работа сверхурочно и в выходные, стой на своем. Исключениями могут быть только непредвиденные ситуации (например, кто-то из коллег попал в больницу) или какой-то форсмажор в компании, отделе.
Не угрожай. если разговор идет не так, как тебе бы хотелось, не стоит грозить увольнением или тем, что обратишься за поддержкой к вышестоящему руководству. Твое увольнение может не испугать шефа. А обращение к его начальнику, особенно если у них хорошие отношения, тебе тоже вряд ли что-то даст. При этом ты рискуешь испортить свою репутацию или вовсе остаться без работы. Так что оставь этот шаг для того случая, когда тебе уже точно нечего будет терять.
Всегда будь готова к худшему. Возможно, твой начальник из тех людей, которые не терпят пререканий и оспаривания их мнения. В этом случае ни один, даже самый разумный аргумент не будет им принят к сведению. Тогда задай себе вопрос, насколько ты хочешь работать в компании, чья стабильность находится под угрозой из-за действий одного человека? Возможно, конфликтная ситуация даст тебе новые горизонты и точки роста.
Игнорировать не стоит
С некоторыми служебными вопросами разумнее повременить. Но есть и те, которые считаются приоритетными – с ними медлить никак нельзя. Однозначно нужно сразу обсуждать проблемные моменты, если:
- поспешное решение твоего руководителя ставит под угрозу прибыль компании или ее репутацию – обязательства перед партнерами, клиентами;
- распоряжение начальника не относится к твоим прямым обязанностям и оттянет у тебя большое количество сил на его выполнение;
- ты физически не можешь хорошо выполнить задание в отведенное для этого время;
- понимаешь, что принятое боссом решение не приведет к нужному результату, но на него уйдет много времени и ресурсов;
- поставленная шефом задача нарушает закон или этические нормы.
Интим не предлагать
Некоторые руководители, пользуясь своим служебным положением и влиянием, оказывают давление на сотрудников, принуждая их к интиму.
- Согласиться на это, надеясь на продвижение, – очень плохой вариант, особенно если начальник женат или состоит в отношениях. Не факт, что ты получишь какие-то бонусы, а вот испортить себе репутацию и карьеру – легко. Постарайся деликатно, но настойчиво отказать.
- Если никак не получается сохранить рабочие отношения, шеф продолжает настаивать, лучше займись поиском подходящих вакансий, а не спорами. Работать с человеком, да еще и наделенным властью, которому ты отказала, скорее всего, будет невыносимо.
Карина Рихтере, психолог, автор проекта mamazonka.ru
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl