Дизель генератор
Лысый как бильярдный шар мускулистый молодчик девятый раз прокатился по земному шару, втоптав в пол педаль газа и надежды злодеев. Доминик Торетто уже давно стал экранным супергероем, его создатель Вин Дизель еще до конца не раскрыл свой потенциал.
1997 год, город Хэтфилд, Великобритания, съемочная площадка фильма “Спасти рядового Райана”
Дождь льет как из ведра, Том Хэнкс, на тот момент дважды лауреат премии “Оскар”, промок до нитки. Идут съемки сцены, в которой сдержанный, интеллигентный герой Хэнкса должен нецензурно выругаться. Повод достойный: Стивен Спилберг снимает, как умирает рядовой Капарзо — импульсивный солдат с большой душой, который только что пытался спасти маленькую французскую девочку из разрушенного бомбой дома. У Спилберга уже есть один “Оскар” за режиссуру, за этот фильм он получит вторую статуэтку.
Рядового Капарзо играет 30-летний мало кому известный на тот момент Вин Дизель (настоящее имя Марк Синклер). Вином Дизелем он стал несколько лет назад, чтобы повысить свои шансы на успешную кинокарьеру. В данный момент он лежит в грязи, залитой бутафорской кровью. Ему холодно. В перерывах между дублями сердобольные коллеги накрывают его полотенцами от дождя и дают попить горячего чаю.
На съемках этого фильма Спилберг собрал много начинающих актеров: Джованни Рибизи, Адама Голдберга, Барри Пеппера, Эдварда Бернса. Но Вин в тот момент смотрелся зелено даже на их фоне. Остальные уже успели как следует засветиться в Голливуде. Спилберг заметил Вина Дизеля благодаря любительской работе — короткометражке “Многоликий”, которую Вин сам срежиссировал, спродюсировал и в которой сам сыграл за пару лет до того.
Смерть Капарзо — сложный эпизод. Режиссер постепенно нагнетает напряжение. Капитан, которого играет Хэнкс, отбирает ребенка у Капарзо, чтобы отдать девочку родителям, все вокруг кричат. Капарзо настаивает на том, что солдаты должны помочь девочке, и вдруг — хлоп! — в Капарзо попадает пуля снайпера, он падает на пианино, оказавшееся в завалах вокруг разбомбленного дома, пытается встать — и снова валится на брусчатку старинного французского города.
Следующие 3 минуты и 16 секунд фильма состоят из 40 монтажных склеек. Перекресток, на котором американские солдаты оказались под огнем немецкого снайпера, снят со всех возможных углов. Долли выцеливает немца с земли, спрятавшись за кучей битого кирпича. Он оглядывается на Капарзо, и мы видим лицо Вина Дизеля через мутное стекло, по которому текут капли дождя и крови. Эндрю Уорд, один из помощников режиссера, вспоминает, что для съемок на уровне земли была изготовлена специальная насадка на объектив, похожая на перископ. Еще один план: Капарзо в оптическом прицеле винтовки немецкого снайпера.
Долли метким выстрелом снимает “фрица”, и камера показывает нам тело истекшего кровью Капарзо с высоты второго этажа.
Никто в съемочной команде изначально не планировал снимать этот план. Его подсказал Вин Дизель. Лежа в грязи под дождем, парень, за душой которого были две самостоятельно сделанные буквально на коленке картины (одна из них короткометражка), начал давать советы Спилбергу: “Эй, Стивен, где твоя третья камера?”
“Чего? Зачем?” — растерялся режиссер, снявший “Челюсти”, “Близкие контакты третьей степени”, “В поисках утраченного ковчега”, “Назад в будущее”, “Цвет лиловый” и “Список Шиндлера”. “Поставьте третью камеру вон в то окно на втором этаже”, — сказал Вин. Спилберг послушался, и в результате получился настолько хороший кадр, что его даже вставили в трейлер.
По крайней мере, так эту историю рассказывает Вин Дизель. Он, кстати, начал приобщаться к искусству драматургии с детства, поэтому рассказывать истории умеет. Сначала в кинотеатрах родного Манхэттена на фильмах Сидни Люмета и Мартина Скорцезе, потом среди актеров в театре, где работал его отчим. Он всегда хотел одного: попасть в мир кино, и постепенно его желание выкристаллизовалось в суперидею. “Я решил изменить лицо современного кинематографа”, — вспоминает начало карьеры Вин. Для этого надо было стать звездой. Но звездами не становятся, их создают. Или они создают себя сами. Наш герой выбрал второй путь.
Май 2021 года, Доминиканская Республика
“Зря я об этом рассказал”, — смеется Вин Дизель. Я разговариваю с актером в его доме на острове Гаити. Он вспоминает тот самый случай с камерой в окне второго этажа на съемках “Спасти рядового Райана”.
“Но как не рассказать, тем более что тогда же Спилберг мне сказал, что он нанял меня не только как актера. Он ожидал, что я буду помогать ему режиссировать фильм. Он до сих пор говорит про меня то же самое”, — продолжает Вин Дизель.
Ему нравится карибский бриз. По утрам он пьет свежевыжатый сок с добавлением имбиря, затем идет в домашний тренажерный зал, потом катается со своими детьми на каяках или велосипедах. Прямо сейчас он наблюдает за тем, как его дочь учится ездить на лошади. Кажется, Вин Дизель просто создан для такой жизни. Но в реальности он вырос в совершенно других условиях.