11 примеров, когда герой книги раздражает настолько, что хочется бросить чтение

MaximКультура

Литературные персонажи, которые бесят всех до чертиков

Знаете это чувство, когда герой книги раздражает настолько, что хочется бросить чтение? Авторы иногда намеренно создают таких персонажей, чтобы вызвать у нас сильные эмоции. Другие же, будучи актуальными в свое время, со временем начинают казаться устаревшими и даже отвратительными.

Автор текста: Иван Ямцун

Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Владимир Ленский: романтический неудачник

Владимир Ленский из романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» — молодой дворянин и поэт, чьи наивность и романтизм вызывают у читателей смешанные чувства. Пушкин описывает его как восторженного идеалиста, недавно вернувшегося из Германии. Он искренен и невинен, что делает его уязвимым.

Онегин, более опытный и циничный, снисходительно относится к Ленскому и его любовным стихам. Например, такие строки как «Забудет мир меня; но ты // Придёшь ли, дева красоты, // Слезу пролить над ранней урной // И думать: он меня любил…» кажутся чересчур сентиментальными и нелепыми.

Ленский трагически погибает на дуэли с Онегиным, став жертвой своих романтических идеалов. Его смерть вызывает сочувствие, но его наивность и отсутствие жизненного опыта раздражают, особенно на фоне более реалистичных и циничных персонажей.

Григорий Печорин: эгоистичный манипулятор

Дуэль Печорина и Грушницкого. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год. Находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, Москва. Источник: Heritage Image Partnership Ltd

Григорий Печорин, главный герой романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», олицетворяет пороки своего поколения. Об этом Лермонтов предупреждает нас в предисловии, называя Печорина «портретом, составленным из пороков всего нашего поколения».

Печорин — нарцисс, который признает свою неспособность к дружбе и испытывает любовь к врагам. В своем дневнике он пишет: «Первое моё удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает». Гордыня толкает его на рискованные поступки, он ищет смерти, но губит окружающих.

Печорин разрушает жизни людей вокруг себя, в том числе Бэлы и Веры. Его эгоизм и стремление к власти над другими делают его одним из самых раздражающих и противоречивых персонажей в русской литературе.

Манилов: мечтатель без цели

Картина «Прощание Чичикова С Маниловым». Художник Марк Шагал. Источник: Legion Media

Манилов из «Мертвых душ» Николая Гоголя — помещик, который на первый взгляд кажется приятным и добрым хозяином. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что он человек без амбиций и энергии, погружённый в свои бесплодные мечты. Его хозяйство в упадке, дом нуждается в ремонте, а книги остаются недочитанными.

Манилов — олицетворение типичного мечтателя, который бесконечно строит планы, но ничего не делает. Его пассивность и неспособность к действиям вызывают раздражение, особенно в контексте современного общества, ориентированного на достижения и успех.

Наташа Ростова: удобная для всех

Кадр из фильма режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир», 1965. Актриса Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой. Источник: Legion Media

Наташа Ростова из романа Льва Толстого «Война и мир» часто считается одной из самых обаятельных героинь русской литературы. Толстой объединил в ее образе черты двух женщин, которых он любил: своей жены Софьи Андреевны и свояченицы Татьяны Кузьминской. Наташа — влюбчивая, пылкая, но в то же время наивная и зависящая от мужчин, которые ее окружают. Она охотится вместе с братом, поёт и танцует под гитару дядюшки, но все её действия связаны с миром мужчин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении