«Левиафан» по косточкам: почему для режиссера Андрея Звягинцева не существует случайностей
Книга Максима Маркова «Левиафан». Разбор по косточкам» написана по принципу покадрового комментария к фильму: вместе с режиссером Андреем Звягинцевым автор исследует взаимосвязь всех творческих и технических решений, принятых при создании картины. Forbes Life публикует несколько кадров из «Левиафана» с пояснениями и ответами Звягинцева.
Кадр №6
— Нам повезло, что не было ветра — и озеро было, как зеркало, ровным. Если перевернуть это изображение, будет абсолютно такое же впечатление: зеркало. Если бы была даже легкая рябь, мы получили бы другой эффект.
И тут тоже были варианты. Когда мы сели за монтаж, я долго выбирал, мучился с композицией. Были варианты, когда правую часть кадра эта вот скала занимала полностью.
— Это был поиск золотого сечения?
— Это был поиск композиции, гармонического равновесия, соответствия темного и светлого неба, воды и вот этих темных скал… Были сняты варианты на широкую оптику. Вообще говоря, мы не злоупотребляем широкими объективами, в особенности такими, которые сильно искажают пространство.
Кадр №14
— Я так понимаю, задача здесь — вписать дом в тот пейзаж, который вы только что показали. Как вы искали оптимальную точку?
— Ясно было, что должен быть общий план, самый общий план, который здесь возможен. Но в той мере, в которой… Как бы сказать?.. Слушайте, я не думал, что это можно даже как-то объяснить… Давайте попробую.
Композиционно кадр должен был вмещать в себя все: и сам дом, и окружающий его пейзаж, но в некоторой соразмерности, что ли. Вот эта теплица слева, авторемонтная мастерская справа, оба этих крыла, весь этот ансамбль и есть — дом Николая. Чем дальше от дома отступать или чем шире оптику ставить, тем меньше в кадре дома и тем шире раскрывается пейзаж. Тогда больше попадает в кадр всего остального пространства — камней, берегов, ветвей каких-то брусничных (куча ягоды здесь, кстати, брусники и черники, поляны целые). Разбавляется концентрация присутствия дома.
Следовало найти середину. Вот в этом нашем ракурсе и на этой крупности, мне кажется, главным событием кадра является дом. И когда зажигается на веранде свет, то сразу становится понятно, что это…
— Главный герой.
— Главный герой, да.
— Мы сейчас не будем касаться декорации в подробностях, но все это — построенное?
— Да, все построено. Здесь было голое место.
— Вы не рушили здесь ничего?
— Нет, ничего.
— А все вокруг — настоящее?
— Да, все остальное настоящее. Только на мосту наши фонари.
— И зачем вы их поставили? Чтобы четче обозначить границу дня и ночи?