Надежда Васильева
Тонны бисера и километры золотой нити, 3D-принты и кутюрные вышивки: две самые громкие кинопремьеры года — эпический долгострой Ренаты Литвиновой «Северный ветер» и сказку-блокбастер «Конек-Горбунок» с Царь-девицей Паулиной Андреевой — одела художник по костюмам Надежда Васильева, автор легендарного образа Сергея Бодрова в фильмах «Брат» и «Брат-2».
Вы всегда одевали реалистичное или историческое кино. Образ Данилы Багрова в фильме «Брат» вашего мужа, режиссера Алексея Балабанова, стал иконическим. Потом случилась эпичная «Матильда», за которую вы и сопостановщик Ольга Михайлова получили премию «Ника». И вдруг сказки! И в этом жанре вы раскрылись совершенно по-новому. Сложно было переключиться?
Я не встречала ни одного человека, которому бы не нравились сказки. Ты всю жизнь пользуешься волшебным нарративом, который заложили бабушка с дедушкой, рассказывая тебе на ночь истории. «Одеть» сказку — мечта любого художника. Вопрос в том, как сюжет интерпретируется сначала в голове режиссера, а потом в твоих эскизах. Ведь и фильм «Брат» — самая настоящая сказка, где Данила Багров — былинный персонаж, который путешествует в поисках себя. А тот самый иконический свитер — его кольчуга.
Наверное, именно поэтому фильм понятен абсолютно всем — обе части только что купил Netflix.
Кстати, вязаная рубашка Ивана-дурака из «Конька-Горбунка» — оммаж тому самому свитеру. Костюмы этой сказки должны были показать все мастерство русского народа. Мы изучали особенности народного костюма. Например, сарафан был очень тяжелым, потому что вся конструкция должна была быть такой, чтобы в нем было невозможно согнуться, — так показывалась стать девушки. Для этого ткань подбивается холстом: посмотрите, на полотнах Венецианова нет дребезжания ткани, всегда очень четкий абрис. Я фанатка лубка и ярославских изразцов, поэтому мы использовали множество вышивок с диковинными птицами, зверями и цветами — все это выполнено вручную. А для того чтобы сделать шлемы с петухами, мы использовали отливку — очень долго подбирали нужную форму.
Сколько человек в вашей команде?
В нашей мастерской «Пчела и шнип», которую мы организовали с Ольгой Михайловой, моим сопостановщиком на «Матильде» и «Коньке-Горбунке», — шестнадцать, но мы отдаем заказы на фабрики, поэтому над одним фильмом трудятся около восьмидесяти мастеров.
На «Ленфильме» прошла резонансная выставка костюмов к «Коньку-Горбунку», и полностью оценить вашу филигранную работу можно было только там: в фильме она не так видна. Не обидно?
Нет, я с самого начала знала, что детали потеряются хотя бы из-за хронометража. На самом деле, это дружеский жест продюсера Сергея Сельянова. Он принял мои эскизы и сказал: «Надя, всех этих вышивок и пуговиц видно не будет, но делай как видишь, чтобы ты по уши была занята работой и всякие глупые мысли об одиночестве просто не успевали приходить тебе в голову». Я очень благодарна ему за то, что он разрешил мне это воплотить. Я действительно не успевала думать: просто падала от усталости и засыпала.
Несмотря на народные техники и силуэты, эти костюмы удивительно современны.
Такой была задача от режиссера Олега Погодина. Теперь костюмы живут своей жизнью — с выставки в Нижневартовске поедут на фестиваль «Зеркало» в Иваново, а потом на гастроли по России.
Вы сотрудничали с двумя самыми известными в мире дизайнерами постсоветского пространства: спектакль «Северный ветер» одевали с Гошей Рубчинским, а фильм — с Демной Гвасалия. А как вам работалось с Ренатой? Она же дикий перфекционист.
Рената была всем — режиссером, оператором, художником по костюмам и по реквизиту. Полный контроль. В каком-то смысле нам повезло, что Демна Гвасалия (креативный директор бренда Balenciaga. — Прим. ред.) сделал для нее все костюмы. Проблема была лишь в том, что художник должен быть на съемках, а он не смог приехать. Иногда нам прилетало: «Смотрите, Демна какой молодец, как все выполнил! А вы…» Приходилось подсобираться.
Что оказалось самым сложным?
Платья Ренаты и Ульяны Добровской из сцены их встречи во сне: мои ассистенты вчетвером делали их два месяца. Это абсолютно кутюрного уровня вещи: внутреннюю конструкцию собрали из железок из магазина с арматурой, верх заливали жидким силиконом, на клей разбрасывали бисер. Там все сочетается — силиконовые змеи и крысы, натуральные и синтетические ткани, которые мы обжигали, чтобы они слились друг с другом и образовали новую структуру. А сколько всего не вошло в финальную версию! Русалки, пришельцы, драконы, которые ломают дом. Ведь из сказки фильм «Северный ветер» превратился в историю Киры Муратовой. И все смыслы было просто технически невозможно уложить в хронометраж. Но Рената планирует выпустить сериал.
Какие образы получились самыми точными?