Мировые рекорды скорости: от паровых машин до ракетных двигателей на соляных озерах
Как только на европейских и американских дорогах появились первые автомобили, человечество начало мечтать о скорости
Еще на заре автомобильной эры наравне с обычными серийными машинами конструкторы создавали гоночные модели. Что касается мировых рекордов, то каждый новый результат и по сей день фиксируется в списке, открытом еще в позапрошлом веке.
Первый официально зарегистрированный рекорд установил французский граф по имени Гастон де Шасслу-Лоба — в конце 1898 года он разогнался на своем автомобиле (кстати, с электрической тягой) до 63 с лишним километров в час. Через пару месяцев бельгийский гонщик Камиль Женатци на электромобиле, известном истории по кличке «Всегда недовольная», улучшил результат француза на три километра в час. После этого бельгиец и француз превратились в непримиримых соперников и постоянно били рекорды друг друга. Победителем в схватке стал Камиль: в апреле 1899 года он впервые преодолел стокилометровый рубеж, показав результат 105,8 км/ч.
Женатци буквально жил гонками. Спустя несколько лет после своего последнего рекорда он попал в аварию и лишился руки, но даже это не помешало ему соревноваться и побеждать. Камиль шутил, что умрет в автомобиле, притом непременно в «Мерседесе», и его предсказание по иронии судьбы сбылось: однажды в него нечаянно всадили пулю на охоте, и автомобиль, в котором раненого везли в больницу и в котором он скончался по дороге в госпиталь был именно «Мерседесом».
Участвовал в гонках и небезызвестный американский промышленник Генри Форд, правда, исключительно в рекламных целях. В 1904 году он разогнался на одном из своих автомобилей до 147 километров в час, и это была первая попытка установить мировой рекорд не на территории Франции или Бельгии. В Европе результат не приняли, сославшись на то, что заезд был проведен не по клубным правилам. В Америке, напротив, гордились достижением. Впрочем, сам Генри Форд больше гонками не занимался.