«Лето будет “тихим”»: креативные агентства о том, как пандемия изменила их бизнес и чего ждать в будущем
Клиенты урезали бюджеты на продвижение, а «подушка» на случай кризиса была не у всех агентств.
В период пандемии многие клиенты рекламных агентств заморозили бюджеты или вовсе отказались от продвижения. Из-за этого некоторым агентствам пришлось сокращать расходы на сотрудников и офис. Другие же не ощутили серьёзного кризиса, потому что их клиенты не пострадали от режима самоизоляции.
Владельцы креативных агентств RedKeds, Friends Moscow, Little Big Agency, Smetana и MediaNation рассказали, как работали в режиме самоизоляции, какие клиенты ушли, а какие — остались, и как рынок изменится после пандемии.
Какие потери понесли агентства
Основатель агентства RedKeds Виталий Быков рассказал, что сократил две трети сотрудников и отказался от аренды офиса.
«У меня был горизонт планирования на два месяца вперёд: деньги, которых хватит на зарплату сотрудникам, оплату услуг подрядчиков, аренду офиса, налоги. Но что произойдёт потом, сможем ли мы заработать и покрыть новые расходы — было непонятно», — объясняет он.
В середине марта Быков сообщил сотрудниками, что на апрель все уходят в неоплачиваемый отпуск. Но в конце марта, когда ввели режим самоизоляции, он понял, что не сможет обеспечить команду работой после апреля.
Распределил между сотрудниками все проекты, над которыми работала компания, и каждому дал какой-то фриланс, чтобы были деньги на время поиска новой работы. А с июня 20 человек покинули проект. Всего в RedKeds работали 30 человек. Все ушедшие сотрудники уже определились со своим будущим: большинство нашли новую работу, кто-то остался на фрилансе, а пара ребят открыли свои агентства. Из команды ушли стратеги, копирайтеры, менеджеры, дизайнеры, арт-директоры, креативные директоры. Остались весь бэк-офис и менеджеры, которые продолжают вести клиентов, передают задачи удалённым сотрудникам, обеспечивают документооборот.А 19 апреля мы вернули арендодателю помещение, в котором размещался RedKeds, снизив ежемесячные расходы на более чем 600 тысяч рублей. Виталий Быков, основатель RedKeds
За время карантина из Little Big Agency ушли два клиента на абонентской поддержке в SMM. Они приносили агентству около 20% оборота. Частично закрываться компании не пришлось, только перевели всю команду — 14 человек — на удалённую работу.
Основатели агентства Friends Moscow Денис Елисеев и Максим Пономарёв рассказали, что ощутимых потерь за время пандемии у них не было: команду сохранили, заработную плату не урезали. Заморозил проекты только один клиент — турагентство, которое приносило компании менее 2% от общего оборота.
Friends Moscow удалось немного сэкономить на офисе: арендодатель сделал им скидку 50%, однако эта статья расходов не являются основной в рекламных агентствах: большая часть средств уходит на зарплаты сотрудникам.
Агентство Smetana отказалось от старого офиса. По словам директора по новому бизнесу Smetana Анны Губаревой, команда давно хотела переехать, поэтому самоизоляция стала толчком для перемен.
«Людей не теряли, серьёзных отмен проектов тоже не было, только переносы по срокам, что не сказалось на доходе», — рассказывает Губарева.
Клиенты
Некоторые клиенты RedKeds полностью или частично отменили свои заказы, например, клиент из ресторанного бизнеса отказался от нескольких проектов, поскольку у него закрылись все точки. Часть клиентов осталась, в их числе госклиенты и крупные бренды.
Обращений за новыми заказами стало значительно меньше: до кризиса в RedKeds приходило около пяти заявок в день, в марте и апреле их почти не было, а сейчас — одна или две в день.
«Но мы получили новые заказы из ритейла — делали для них креатив, недавно занимались брендингом, а сейчас работаем над производством рекламного видео», — рассказал Быков.