M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире
Назовите хотя бы один сельскохозяйственный самолет с реактивным двигателем. Да, задачка не из простых. Окей, тогда попробуйте вспомнить реактивный биплан. Не выходит? Да вот же он, писаный “красавец” и по совместительству худший самолет всех времен и народов перед вами во всей красе! Слава богу единственный реактивный “кукурузник” WSK-Mielec M-15. Как там у классика? “Шьерт побьери!”
Зерно было одним из самых ценных продуктов Советского Союза. Его производство велось на обширных территориях нынешних Польши, Беларуси, Украины и России. Для борьбы с вредителями использовалась “рабочая лошадка” - простой как лом и во всех смыслах универсальный биплан Ан-2, который, помимо распыления пестицидов, использовался для грузопассажирских перевозок. Но в начале 1970-х советские чиновники решили, что пора бы Ан-2 отправить на пенсию (машина была в строю с конца 1940-х), а вместо него построить что-нибудь этакое, оригинальное, да настолько, чтоб весь мир ахнул. И мир ахнул...
В начале 1971 года советское и польское правительства заключили соглашение о разработке и производстве разных авиаизделий, в том числе сельскохозяйственного самолета, легких вертолетов и гидропланов. Меньше года спустя началась сама разработка, для начала в производственный план решили поставить 3 000 самолетов.
Поговаривают, что польским авиаконструкторам было настолько противно от господства СССР над их страной, что они решили построить не перспективный сельскохозяйственный самолет, а настоящее летающее чудище. Недаром даже польский летчик-испытатель Анджей Абламович во время премьеры М-15 на парижском авиасалоне в Ле Бурже в 1976 году за очень странный вид и вой реактивного двигателя окрестил М-15 “Бельфегором”. Кто не в курсе - это архидемон с соответствующим внешним видом, который частенько фигурировал в средневековых