LEGO для взрослых. Чем выгоден Low-code и какие задачи с его помощью можно решать
Low-code набирает популярность во всем мире. Рынок платформ, на которых можно создавать приложения практически без написания программного кода, по прогнозам, будет расти на 31,1% в год и к 2030-му достигнет $187 млрд. Какие выгоды Low-code несет бизнесу и кому стоит обратить на этот подход к разработке самое пристальное внимание, рассказывает UX-дизайнер и руководитель юнита Special студии Everest Роман Зорин.
Стандартный путь разработки
Для начала определимся с терминологией. А заодно разберемся, как вообще возник подход к созданию IT-продуктов без написания кода.
Представьте себе ситуацию: вам нужен корпоративный сайт с информацией о том, чем занимается ваша организация, какой у нее опыт работы и как с вами связаться. Вы описываете свои бизнес-задачи веб-разработчикам, а они формулируют их языком интерфейсных решений. Так у сайта появляется структура: главная страница с представлением компании, разделы новостей и портфолио, страница контактов и блок соцсетей, отзывы партнеров и форма обратной связи. Этот этап называется составлением технического задания (ТЗ) и является самым важным в разработке. Спросите любого разработчика и услышите, что грамотно составленное ТЗ — две трети успеха.
Когда техническое задание готово, в дело вступают дизайнеры и программисты. Первые придумывают и утверждают у вас внешний вид сайта. Вторые — вдыхают в согласованный дизайн жизнь, превращая картинки в веб-страницы с помощью программного кода.
При всем разнообразии существующих компаний для идентичных бизнес-целей и решения будут похожими. У разработчиков, к которым вы обратились, скорее всего, уже были похожие заказы, а они, как люди прагматичные, предыдущие работы не выбрасывают, а переиспользуют. Поэтому бизнес еще на этапе предварительного общения получает «опорные образцы» уже готовых решений — остается только адаптировать их под свои предпочтения и особенности. Разработчикам не надо писать модуль с нуля — достаточно отредактировать код. В выигрыше оказываются все.
Итак, классическая модель разработки содержит следующие шаги:
— формулировка задач, которые нужно решить;
— создание ТЗ:
выбор наиболее подходящего готового варианта решения бизнес-задачи и описание своих пожеланий к его виду,описание инструментов решения бизнес-задач, для которых не нашлось аналогов;
— разработка дизайна;
— написание нового кода и адаптация уже существующего;
— тестирование на пользователях;
— публикация.
Преимущества настраиваемых модулей
Если вы единственный клиент у IT-компании, а переделка модуля (скажем, блока новостей) разовая — можно просто в очередной раз изменить код. Но заказчиков много, а количество востребованных вариантов не бесконечно. И так как разработчики думают наперед, оптимальным решением становится добавление к модулю возможности настройки — чтобы клиент сам мог «на лету» менять внешний вид и другие параметры.
Когда таких кастомизируемых модулей становится достаточно много, вполне логично перейти на новый уровень: собрать все решения на одной платформе и открыть клиентам доступ к возможности самостоятельно выбирать нужные им блоки и настраивать их. В результате из приведенной выше классической модели разработки пропадает пункт, связанный с написанием кода. Чтобы решить свою бизнес-задачу, нам больше не нужен программист. Собрать сайт-визитку, корпоративный сайт, лендинг или даже интернет-магазин можно, не написав ни строчки кода. Именно в этом секрет успеха конструкторов сайтов вроде Readymag, Tilda или Webflow.
Если для решения бизнес-задачи не требуется написание кода, а весь процесс разработки сводится к выбору нужных блоков и их настройке — это подход No-code (нет кода), или Zero-code (ноль кода). Общепринятого термина пока нет, какой вариант выбрать — решайте сами.