Стратегия Юсупова: почему русский князь был коллекционером искусства новой формации
В музее «Новый Иерусалим» до августа 2022 года проходит выставка «Французский вкус князей Юсуповых» — это живопись конца XVIII-первой трети XIX века, собранная Николаем Борисовичем Юсуповым и сохраненная его потомками. Куратор выставки Елена Шарнова рассказала Forbes Life о том, как покупали искусство 250 лет назад
В последние десятилетия в искусствознании растет интерес к социальной истории искусства. Теперь важны не только смена стилей или биографии художников, но и контекст: как поставлено образование, как функционирует арт-рынок, каким образом формируются коллекции. Апофеозом этого научного тренда стали международные выставки-блокбастеры, посвященные русским коллекционерам Серебряного века Сергею Щукину и Ивану Морозову. Но эти собиратели не были первопроходцами. Среди их ярких предшественников можно назвать князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831).
Государственный деятель, дипломат, в разное время — управляющий Оружейной палаты, директор Эрмитажа и Императорских театров, глава дворцовых стекольных шпалерных и фарфоровых заводов, — князь Николай Борисович Юсупов был одним из крупнейших коллекционеров своего времени. В его эпоху русские аристократы охотно украшали дома живописью и скульптурой, хотя по-настоящему в искусстве мало кто разбирался, и обычно знать ориентировалась на императорские собрания. Уникальность Юсупова состояла в том, что он опирался исключительно на собственный вкус (он был человеком образованным, знал иностранные языки, слушал лекции в Лейденском университете, много путешествовал). Он был коллекционером новой формации, в самом современном понимании этого слова.
250 лет назад жизнь коллекционера мало чем отличалась от нынешней. В Париже регулярно проводились большие художественные выставки, салоны, устраивались аукционы, к ним выпускали каталоги (если Юсупов что-то покупал, он хранил каталог торгов), западноевропейские антиквары привозили картины на продажу в Санкт-Петербург, существовала сеть консультантов и арт-дилеров.
За полвека Юсупов собрал порядка 550 произведений. Две трети его коллекции — старые мастера, остальное — современное искусство. Некоторые его стратегии коллекционирования актуальны до сих пор.
Покупать то, что вышло из моды
Независимость юсуповского вкуса проявлялась в том, что он любил французских художников, в то время как в России со времен Петра I предпочтение отдавали голландцам и итальянцам. Именно французская живопись довольно широкого временного диапазона, с XVII по XIX век, составляла ядро юсуповской коллекции. Французский историк искусства Луи Рео (1881 — 1961) говорил, что князю удалось создать «истинный музей французского искусства».
Юсупов не боялся покупать вещи, казавшиеся старомодными. Он, например, был неравнодушен к стилю рококо, в его коллекции было немало художников этого направления: Никола Ланкре, Франсуа Лемуан, Карл ван Лоо и другие. И в этом необычность, потому что примерно с 1780-х рококо совершенно не котировалось — в искусстве торжествовал классицизм. А Юсупов продолжал покупать и, кстати, недорого. У него была лучшая коллекция Франсуа Буше в России — восемь первоклассных полотен. И сегодня лучшие картины этого художника в российских музеях (например, «Геркулес и Омфала» и «Юпитер и Каллисто» в ГМИИ им. Пушкина) происходят из юсуповского собрания.
На полотне «Испуганная купальщица» кисти Буше, представленной сейчас в музее «Новый Иерусалим», бог Скамандр преследует речную нимфу. Прелестная героиня кажется не испуганной, а заинтригованной. Розовато-красная драпировка подчеркивает нежный цвет ее обнаженного тела.
Обращать внимание на социальные феномены
После Великой французской революции женщины–художницы начали бороться за свои права: возможность получать художественное образование и выставляться в Салонах. Яркой представительницей этого прото-феминистского движения была Маргерит Жерар. Золовка ( то есть, сестра жены) известного художника Жана-Оноре Фрагонара, она с 16 лет брала уроки живописи, достигла недюжинного мастерства и смогла, оставаясь незамужней дамой, обеспечить себя материально исключительно занятиями искусством (и даже помогала своему учителю Фрагонару, который в конце жизни вышел из моды).