Культурные коды экономики: можно ли доверять большинству людей в стране
С чего начинается экономическое чудо? С того, что люди начинают доверять другу другу. Экономист Александр Аузан рассказывает, что помогает повысить уровень доверия в обществе и как на него влияют полиция, образование, коронакризис и цифровые платформы
Это седьмая, заключительная колонка из цикла «Культурные коды экономики» доктора экономических наук Александра Аузана в рамках совместного проекта Forbes Life и Arzamas. Лекцию «Доверие как источник экономического чуда» и полный курс лекций «Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному» можно послушать на сайте Arzamas или в мобильном приложении «Радио Arzamas».
В апреле 2021 года группа экономистов и политологов выпустила доклад о состоянии российской экономики, озаглавленный «Застой 2.0». Действительно, за последние 30 лет темп роста в среднем был небольшим, к тому же он снижается. Как утверждают авторы доклада, в таком режиме Россия может нормально дожить до конца 2020-х годов, — но в 2030-е наступит системный кризис, и может произойти то же, что происходило с Советским Союзом в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Прогноз авторов доклада, прекрасных экономистов, которые сделали очень качественный анализ, состоит в том, что Россия может несколько поднять темпы роста, если проведет внутренние реформы или резкий поворот на внешнеполитической и внешнеэкономической арене, но — незначительно. Света в конце тоннеля не видно.
В прошлой колонке я упоминал Японию: в конце 1960-х темп экономического роста в ней снизился, по одной из версий, потому, что японцы достигли желаемого уровня жизни. Но России снижение темпа роста не подходит, и тому есть две причины.
Первая — внутренняя. В последние годы экономика в стране растет, а реальные располагаемые доходы падают. Это означает, что результаты роста перехватываются и не доходят до народа, — так происходит в странах, где институты настроены на извлечение ренты. Наверху весна, а внизу в подвалах холодно. Это социальная угроза. Реальные располагаемые доходы населения начнут расти, когда темп экономического роста превысит 3–4%.
Вторая — внешняя: наша доля в мировом валовом продукте все время сокращается. СССР давал 10% мирового валового продукта, с союзниками — 19%, и конкуренцию проиграл. Россия дает около 2% мирового валового продукта и при этом находится в состоянии экономического противостояния, торговых войн с большим количеством стран. При низких темпах роста доля России в мировом валовом продукте и ее конкурентоспособность будут падать.
Чтобы избежать социальных коллизий внутри и ухудшения нашего положения вовне, нужен экономический рост. Попробуем найти для него основания не в том, что у нас сейчас есть, а в том, что у нас в принципе может быть создано.
В самой первой колонке из цикла «Культурные коды экономики» я упомянул работу Янна Алгана и Пьера Каю, которые подсчитали, как положительный ответ на вопрос «Можно ли доверять большинству людей?» влияет на валовый внутренний продукт на душу населения. Расчет, проведенный в 2010 году, показал, что если бы в России уровень доверия был таким же, как в Швеции — 63%, — то валовый продукт на душу населения у нас был бы на 69% больше, чем текущий.
Еще до количественных исследований Алгана и Каю американский экономист Мансур Олсон в книге «Возвышение и упадок народов» показал, что немецкому и японскому экономическому чуду предшествовало накопление доверия. Благодаря ему снижалось «трение» между людьми, ведь если люди доверяют друг другу, не нужно нанимать юристов и давать взятки чиновникам, чтобы быть уверенным, что тебя не обманут.