Кто живет в вашей комнате
Как человек решает, кого пустить в ближний круг, а кого держать на расстоянии, и почему место людей в этом кругу иногда заменяют идеи и коты, разбирается Катерина Мурашова.
Сегодня, уважаемые читатели, будет не совсем обычный для меня пост. Он будет чисто теоретический и завершится просьбой к сообществу моих читателей.
Сначала о теории.
Придумала я ее довольно давно и, как всегда, из чисто практических соображений. Однажды меня пригласили на конференцию по зоопсихологии — как специалиста, профессиональная биография которого сложилась на стыке зоологии и психологии человека. Я поставила себе задачей объяснить некий феномен, который напрямую касался собравшихся там людей и, на мой взгляд, нуждался в объяснении и даже в какой-нибудь теории.
В природе существует расширенное воспроизведение и естественный отбор, и если бы выживали все вылупившиеся из яиц чайки или все родившиеся щенки, крысята и котята, то они довольно быстро заполнили бы наш мир под завязку. Сколько-то котят и птенцов должно погибнуть, все с этим согласны, и никакого особого пиетета к жизни отдельного крысенка или чайки обычный человек не испытывает. Он вполне готов понять и принять охранные, лечебные и прочие мероприятия, касающиеся какого-нибудь редкого зверя вроде уссурийского тигра или бамбуковой панды, но судьба отдельного представителя такого фонового или даже «мусорного» вида, как крысы, кошки или вороны, его особо не волнует. В городах они гибнут тысячами каждый год, это неизбежно.
Но иногда человек вдруг выделяет из этого множества потенциальных жертв естественного отбора отдельное животное и начинает бороться за его жизнь — за огромные деньги делать остеосинтез крыла чайки, неделями ставить капельницы чумному котенку, спать в одной постели с мерзнущей в нашем климате самкой богомола и т. д. Окружающие часто крутят пальцем у виска, а иногда напрямую говорят такому «спасителю»: ты взял с улицы больного щенка и теперь с ним мучаешься, а там осталось еще шесть таких, и они, скорее всего, скоро погибнут. В чем смысл?
Это явление в нашем обществе воспроизводится настолько часто, что смысл в нем непременно должен быть, и он должен лежать в области индивидуальной психологии, решила я. Поразмыслив, составила некую схему, которая в основе, вероятно, сопрягается с теориями Выготского и в чем-то похожа на теорию экологических систем Ури Бронфенбреннера, но касается более широкого круга взаимодействий человека с окружающей средой.