Прагматический выбор: зачем предпринимателям становиться романтиками
Любой даже мало-мальски опытный управленец знает, что искренне увлеченные общим делом сотрудники работают лучше и чувствуют себя счастливее. С недавних пор нечто подобное можно сказать и о потребителях — они все сильнее тянутся к компаниям и брендам, которые не просто зарабатывают деньги, но и стремятся изменить мир к лучшему. Серийный технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma и «Нетологии-групп» Максим Спиридонов считает, что ответом на этот растущий тренд станет новый стиль ведения бизнеса, который можно назвать «прагматическим романтизмом».
Всю свою взрослую жизнь я занимаюсь стартап-менеджментом. И как любой человек, увлеченный своим делом, стремлюсь лучше разобраться в природе этого ремесла. При этом последние несколько лет, помимо совершенствования себя в базовых бизнес-дисциплинах (таких как стратегия, HR, маркетинг, финансы), я стал уделять больше внимания вещам глубинным, которые можно обозначить как поле смыслов и мотивов.
Вверх по ступеням
Не секрет, что каждый из нас стремится к счастью. Его базовые составляющие — безопасность, материальный достаток, интегрированность в социум, признание в нем. А что происходит, когда все базовые запросы закрыты? У многих из нас возникает запрос на наличие смысла и причастности к чему-то большему.
Узнаваемо? Это известная пирамида Маслоу.
Благодаря экономическому и технологическому прогрессу в последние десятилетия сотни миллионов людей сменили нижние ступеньки на более высокие. Поднялись, огляделись и — кто больше, кто меньше — озаботились запросами за пределами базовых уровней пирамиды. А это уже более глубокие потребности, связанные со смыслами и мотивами.
Я убежден, что постепенное поднятие человечества по пирамиде Маслоу — макротренд, рост которого продолжится в ближайшие десятилетия. Жители благополучных стран будут все чаще рассматривать устройство на работу и покупку товаров или услуг как акт сопричастности к тем или иным смыслам. А тема социальной ответственности бизнеса и его влияния на мир станет с каждым годом острее и громче звучать в общественной и политической повестке.
Этот макротренд уже породил антиглобализм и принципы ESG, выросла популярность зеленых партий и движений за права меньшинств. Как обычно бывает с общественной реакцией на большие изменения, некоторые из этих начинаний станут тупиковыми ветвями эволюции или превратятся в карго-культы. Но это только начало. Макротренды набирают силу десятилетиями. И этот, безусловно, не станет исключением.