Кто мы и куда идем: 9 фильмов о кризисе идентичности
15 июня 1902 года родился американский психолог Эрик Эриксон — автор термина «кризис идентичности», обозначающего период, когда человек находится в поиске своего места и предназначения в социуме. Кризис идентичности испытывают люди, инопланетяне, супергерои, роботы, страны и само кино, что становится поводом к драме, трагедии или комедии, как в фильме Мелвина Ван Пиблза, который так и называется — «Кризис идентичности» (Identity Crisis). Для наглядности у героев кризиса появляются двойники — модели для апгрейда личности или кривые отражения. Чтобы понять себя, нужен Другой, иногда чужой. Чтобы найти направление и дорогу, нужно потеряться где-то на «Малхолланд Драйв» и найтись где-то на задворках вселенной, в буддийском монастыре, в книжке, написанной бывшим, в новой коже. По нашей просьбе киновед Вероника Хлебникова собрала девять фильмов, помогающих выйти на тот самый «свой» путь.
«Под покровом ночи» / Nocturnal Animals (2016)
Дизайнер Том Форд, дебютировавший в кино фильмом «Одинокий мужчина» с Колином Фертом, снял по роману Остина Райта «Тони и Сьюзен» эффектное кино, где прагматичная и циничная галеристка вдруг узнает себя в книжке и слетает с катушек. Рыжая Эми Адамс читает рукопись бывшего мужа, которого безжалостно бросила, как слишком нежного сердцем. В процессе погружения в текст нынешняя успешная жизнь, новый брак и неколебимая уверенность в своем месте под солнцем сползают с нее, как обожженная кожа. В жестоком сюжете романа она узнает свое отражение, свое прошлое, свое предательство и преступление, совершенное против любви, молодости и, в сущности, самой себя. Эми читает, Форд снимает жуткий фильм в фильме, и ночное шоссе посреди ничего оказывается идеальной площадкой, чтобы куда-то попасть, если жизнь вдруг показалась кошмаром.
«Персона» / Persona (1966)
Ингмар Бергман смотрит, как отражаются друг в друге две женщины: Элизабет — актриса, сыгранная Лив Ульман, и Альма — медсестра в исполнении Биби Андерсон. Их лица накладываются друг на друга, образуя причудливый двойной портрет. Сиделка становится все более хрупкой и уязвимой, ее рассудок время от времени замыкает. Актриса, напротив, набирается сил и даже обретает в финале утраченный дар речи. Кажется, будто медсестра начинает идентифицировать себя со своей пациенткой, более того, она отдается мужчине, который называет ее именем актрисы, соглашаясь, что это ее роль. Невозможно сказать, происходит ли это в реальности или в воображении. Бергман не дает подсказок. Он заставляет усомниться, женщины ли перед нами или разные стороны одной души, которая не находит себе места ни в каком из воплощений. Эта недостаточность связывает двух героинь в единое целое, а раздвоение персоны на две разные личности, Альмы и Элизабет, означает жестокий конфликт индивидуальности, одновременно надевающей на себя маску и желающей сорвать ее. Где проигрыш и выигрыш равно ведут к потере себя.