Как ведьмы стали женщинами
И кем они успели побывать до этого
В июне 1692 года суд города Салем вынес обвинительное заключение по делу Бриджет Бишоп — 60-летней женщины, обвинявшейся в колдовстве и в том, что ее посещал дьявол. 10 июня она была повешена. Бишоп стала первой из многих жертв процесса над салемскими ведьмами — одного из самых известных эпизодов мировой охоты на ведьм, к этому моменту бушевавшей в Европе уже почти 250 лет. На протяжении своей истории человечество поразному объясняло феномен ведьм, но в начале этого года признало охоту на них преступлением против женщин. Weekend изучил, как в ведьмах видели угрозу государству, церкви и капитализму, а потом увидели просто женщин.
Они не женщины, а ведьмы
«Как из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм» «Молот ведьм». Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, 1487
К тому моменту, как два монаха-доминиканца и инквизитора Генрих Крамер и Якоб Шпренгер опубликовали в 1487 году трактат «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси подобно сильнейшему мечу», преследование людей, заподозренных в колдовстве, шло в Европе уже 40 лет. Трактат стал настоящим пособием, как распознать ведьм и колдунов, привлечь их к суду и наказать. Помимо этого он укрепил убеждение европейцев в том, что в подавляющем большинстве колдовством и ведьмовством занимаются женщины. Как объясняли Крамер и Шпренгер, любая из них может в любой момент соблазниться дьяволом, потому что это заложено в женской натуре — полной зла, коварства и похоти. Откровенно женоненавистнический «Молот ведьм» превратил страх перед колдовством в массовую истерию, выдержал за следующие 200 лет 36 переизданий и стал причиной истязаний и убийств десятков тысяч женщин.
Они не ведьмы, а сумасшедшие
«Все эти ведьмы, даже если мы допустим у них наличие злой воли, никому не в состоянии вредить. У них больная фантазия, они страдают меланхолией, поэтому им начинает казаться, что они натворили множество разных бед» «Об обманах демонов, заклинаниях и ядах». Иоганн Вейер, 1563
Одним из первых, кто поставил под сомнение не только необходимость преследования ведьм, но и само их существование, стал немецко-голландский врач Иоганн Вейер. Он консультировал суды по ведьминским делам и пришел к выводу, что обвиняемые женщины проявляли признаки ментальных расстройств и старческого слабоумия и свои истории о шабашах, совокуплении с дьяволом, колдовских обрядах и магической силе рассказывали в состоянии истерии, а значит, заслуживали не наказания, а лечения. Самого факта существования злых сил Вейер, большой поклонник оккультных наук, не отрицал и посвятил большую часть своей работы «Об обманах демонов» классификации и анализу демонов разного уровня. В частности, он приходил к выводу, что демоны так сильны, что совершенно не нуждаются в женской помощи, а сексуальные отношения с ними, в которых часто обвиняли ведьм, и вовсе невозможны по причине бестелесности демонов. Под влиянием книги Вейера в некоторых немецких и голландских землях преследования ведьм были приостановлены, но эти ограничения продлились всего пару лет, после чего охота на ведьм продолжилась с новой силой.
Они не ведьмы, а мошенницы
«Если вы приглядитесь, то увидите, с какой зловещей интонацией они говорят про будущее и как ловко придумывают сомнительные предсказания, которые легко применить к чему угодно. Если что-то сбывается, они торжествуют, а если нет — говорят: „Не мудрецы управляют звездами, и не звезды управляют мудрецами, но Бог правит ими обоими“» «Открытие колдовства». Реджинальд Скотт, 1584
Английский дворянин Реджинальд Скотт полностью разделял убеждение Иоганна Вейера в том, что большая часть женщин, признавшихся в ведовстве, страдают меланхолией и обладают чересчур развитым воображением. Но также он считал, что среди них есть небольшая часть профессиональных мошенниц, притворяющихся ведьмами с целью извлечения выгоды. В книге «Открытие колдовства» Скотт подробно разбирал иллюзионистские фокусы и психологические приемы, с помощью которых ведьмы и маги имитировали колдовство, манипулировали людьми и создавали видимость экстрасенсорных способностей. Сам факт преследования за колдовство он тем не менее называл антихристианской практикой. Популярностью его идеи не пользовались, а король Яков I, искренне веривший в магов и ведьм, приказал уничтожить все экземпляры «Открытия колдовства».