«Просвещенный» оптимизм: жить на светлой стороне
Можно ли быть позитивно настроенным, не будучи наивным, мыслить конструктивно, не питая ложных иллюзий? Да. «Просвещенный» оптимизм существует, и в основе его лежат вера в себя и умение радоваться жизни. Это особый тип мышления, которому можно научиться.
«Все к лучшему в этом лучшем из миров»? Фраза вольтеровского Кандида действительно хороша, но сегодня мало кому под силу искренне разделить его убеждения.
Телесюжеты о военных конфликтах и экономических потрясениях, криминальная хроника, проблемы с экологией, ставшая привычной нетерпимость — пожалуй, окружающий мир мог бы выглядеть и получше.
Да и в личной жизни не у всех дела обстоят блестяще. У кого среди знакомых нет того, кто столкнулся с серьезной болезнью, безработицей или депрессией?
И даже если нас самих эти беды обошли стороной, человеческая участь нередко кажется нам несправедливой
«Человек смертен, поэтому он никогда не будет счастлив на сто процентов» — это слова Вуди Аллена, чьи произведения никогда не отличались особым оптимизмом. А ведь по сути он прав.
Но как же тогда сохранить позитивный настрой, ведь без него проблем станет еще больше… Верить, что лучшее ждет нас впереди? На фоне того, что происходит в мире и с нами самими, безудержный и наивный оптимизм кажется даже чем-то неприличным. Поэтому речь далее пойдет не о нем.
Ни отрицание, ни идеализм
Вера в то, что мир прекрасен, а в будущем нас ждет только счастье, говорит о стремлении отгородиться от реальности.
«Человек, верящий в это, открыт свету внутри себя, но абсолютно закрыт для мира, — говорит транзактный аналитик Вадим Петровский. — Эта вера блокирует его возможности воспринимать реальность: установка на хорошее позволяет не замечать все плохое, искажая тем самым то, что происходит в действительности».
Подобный оптимизм в итоге способен привести лишь к разочарованию
Такой человек твердит: «Все будет хорошо!» — хотя события его жизни кричат об обратном. Так мадам Баттерфляй, героиня оперы Пуччини, все ждала бросившего ее красавца офицера, верила в лучшее будущее, отказываясь принять настоящее: «Он обязательно вернется!» Такое ослепление в психоанализе называется «отрицанием реальности».
Этот механизм защиты психики срабатывает, когда прямой взгляд на происходящее становится невыносимым и человек начинает бессознательно отрицать факты, мысли и чувства, вызывающие тревогу.
Идеализм — другой пагубный способ не замечать реальность. Отводя первое место чувствам и идеалам, к которым следует стремиться, он тоже ведет к разочарованиям. Верить, что истина для всех едина или что наше благополучие может всецело зависеть лишь от одного человека, означает самостоятельно завести себя в тупик. А потому и об этой разновидности оптимизма мы тоже говорить не будем.