Что читать летом: 10 новых книг о том, как мы живем сегодня
Бумага дорожает, издательства схлопываются, а Стивен Кинг и Нил Гейман прощаются с нами, возможно, навсегда. И все же книги продолжают выходить — более того, продолжают рассказывать нам много интересного о том, как мы сегодня живем. Как люди взрослеют, как спорят, как разговаривают о прошлом и настоящем, как пытаются изменить мир или хотя бы маленькую его область, как самые невинные наши исследования и научные победы могут привести к слишком большим последствиям. Для этого лета Лиза Биргер выбрала десять книг, которые помогут объяснить сегодняшний день или найти в нем свое место.
Джулиан Барнс, «Элизабет Финч»
Джулиан Барнс — исключительно интересный собеседник редкий автор, который умеет так закрутить детективный сюжет в интеллектуальном философском романе, что читатель еще долго после финальной точки будет бродить в этом лабиринте и не хотеть выходить. Мы читаем его уже больше 40 лет, и не надоедает — Барнса как-то всегда мало. Но с годами в романах Барнса встречается все больше настоящей скорби, они все чаще посвящены его дорогим ушедшим и все больше напоминают завещания, чем утешения. Так устроена и «Элизабет Финч» — главная героиня, профессорша, вдохновлявшая студентов разговорами об истории, уловимо напоминает покойную подругу Барнса Аниту Брукнер, новеллистку, лауреатку Букеровской премии. Разгадать героиню — главная цель этого увлекательного романа-некролога. Романы Барнса выстроены с невероятной легкостью, благодаря которой они могут показаться изящными безделушками, но на самом деле это исключительно устойчивая конструкция, и читатель не заметит, как его затянет к разговору об устройстве разговоров. Тем более что роман с секретиком — впрочем, как и всегда у Барнса.
Кайли Рид, «Такой забавный возраст»
Литературный дебют, который в 2020 году вошел во все американские рейтинги лучших книг года, — история юной чернокожей няни в поисках себя. Хотя главная героиня, Эмира, уже не тинейджер, она зарабатывает как бебиситтер, ухаживая за очаровательной трехлетней Барбарой, на которую, как всегда бывает, немного не хватает времени у ее очень занятых родителей. После того как охранник в супермаркете принимает ее за воровку, укравшую белого ребенка, она всерьез начинает задумываться о расе и классах. Вокруг нее — слегка одержимые ею белые люди, для которых она превращается в фетиш, объект манипуляции и источник игры, но никто, кажется, не понимает ее по-настоящему. Кажется, что все эти вопросы про расы и классы очень американские, не очень близкие именно нам — нам есть о чем сегодня позаботиться еще. На самом деле оказывается, что огромный разрыв между взрослыми и детьми важен для любого общества. Взрослые странные — и это объединяет нас через континенты, несмотря на контекст.
Р. С. Шеррифф, «Две недели в сентябре»
В 1931 году английский драматург Р. С. Шеррифф задумал роман о каникулах, в которых ничего не происходит. Одна абсолютно нормальная семья отправляется на море в старенький пансион с почерневшими газовыми рожками и рваным постельным бельем и искренне радуется отпуску. Ветеран Первой мировой, чудом выживший в битве при Ипре, Шеррифф написал книгу о мирном времени — о семье, быт которой, хоть и бедный, построен на взаимной любви, о том, как главной заботой может быть, как не пропустить пересадку в пути и занять места в купе для курящих. Шеррифф сам не ожидал успеха своего романа, но нам он абсолютно понятен: невозможно перестать читать, как люди любят друг друга, гуляют, едят толстые бутерброды с вареньем, купаются и ничего больше не случается. И все же за пределами сюжета остается странное напряжение, как будто все участники этой тихой драмы