Зачем в IT-разработке нужно техническое задание: первый шаг на пути к цифровому продукту
Есть заказчик, идея, исполнитель, осталось передать требования к создаваемому продукту, чтобы обе стороны были довольны результатом. В таком случае понадобится техническое задание (ТЗ) — документ, в котором будет содержаться описание и характеристики итогового проекта. Чем тщательнее составлен этот документ, чем больше деталей там учтено, тем выше удовлетворенность результатом у заказчика и исполнителя. ТЗ — связующее звено между клиентом и разработчиком, необходимое, чтобы стороны разговаривали на одном языке.
В IT-компании при разработке ТЗ участвует аналитик, менеджер, дизайнер и ведущий разработчик — те специалисты, которые будут создавать цифровой продукт. Техзадание может быть готово в период от двух недель до двух месяцев после первого обращения заказчика. Срок составления варьируется от сложности продукта, объема разработки и количества брифингов.
Иногда проекту не нужно техническое задание. Для разработки некоторых IT-проектов можно составить Product Vision — описание продукта, которое будет понятно рабочей команде и стейкхолдерам. Product Vision содержит данные о целевой аудитории, главные отличия от продуктов конкурентов, обозначение решаемой проблемы или предоставляемой возможности.
Кто составляет техзадание
Опыт работы INOSTUDIO показывает: клиент может прийти с готовым техническим заданием или ТЗ могут составить специалисты компании после брифинга исходя из потребностей заказчика..
У клиента готово ТЗ
Клиент знает бизнес от А до Я, понимает, каким путем решать задачи, и у него есть видение необходимого продукта. Разработчики изучают техзадание и дают оценку по сроку и бюджету. Если обе стороны договорились, заключается договор и начинается работа.
При этом заказчик не обязательно должен знать технические термины и сложные формулировки. Достаточно иметь видение конечного продукта, сформулировать Product Vision и описать основные требования, идеи и пожелания в документе.
ТЗ пишут разработчики
Когда клиент не готов предоставить четкое ТЗ по проекту, его созданием занимаются специалисты. Заказчика ждет брифинг, в ходе которого разработчики и менеджеры изучают целевую аудиторию, особенности работы бизнеса, запросы сотрудников и ожидания пользователей. Единственная задача клиента — отвечать развернуто и честно, чтобы у разработчиков появилось четкое понимание, как сделать полезный продукт.