Жизнь без купюр
Мы все реже используем бумажные деньги и все чаще отказываемся от кредитных карт, оплачивая покупки смартфоном, но это только начало глобальной трансформации отношений человека и финансов. Уже завтра получать, копить и тратить деньги жители планеты Земля будут совершенно по‑новому.
Анна надевает смарт-очки, которые идентифицируют ее по сетчатке глаза, и включает приложение с личным финансовым консультантом. Робот-аналитик отчитывается о том, как работают ее инвестиции, после чего пересылает пакет скидок и предложений. Все они сформированы на основе изучения истории трат и заработков пользователя, а также поведения в соцсетях и других онлайн-активностей. В итоге Анна берет ссуду через P2P‑платформу (peer-to‑peer, взаимное кредитование частных лиц и малого бизнеса), выбирает накопительную программу для оплаты обучения сына в онлайн-университете и тут же открывает счет с автоматическим зачислением средств. Так аналитики PricewaterhouseCoopers видят будущее, и оно вот-вот наступит.
В этом светлом завтра искусственный интеллект возьмет на себя анализ наших финансовых привычек, мобильные приложения придут на смену отделениям банков, а портмоне исчезнут из наших карманов — в мире, где не нужны бумажные и металлические деньги, теряют свой смысл и сами кошельки.
За последние десять лет в одной только Швеции использование наличных средств сократилось на 80 %. Аналогичные процессы происходят по всему миру. Так, по данным Центрального банка РФ, доля безналичных платежей в нашей стране только за первое полугодие 2019 года составила 68 %, в 2020 году она продолжает расти, в том числе на фоне тренда на удаленную работу и роста числа покупок онлайн.
«Главные бенефициары финансовых рынков будущего — новые виды безналичных платежей и экосистемы с Mega-приложениями, — уверен Федор Голубев, технический директор компании «АТОЛ», крупнейшего в России поставщика кассового оборудования и смарт-терминалов. — Еще десять лет назад существенная доля россиян старалась после получения зарплаты обналичивать средства, но с тех пор все изменилось. Люди активно пользуются не только картами, но и решениями бесконтактной оплаты на базе NFC и QR. Если посмотреть на очередь в супермаркете в Москве, то уже большая часть клиентов расплачивается с помощью смартфона». Вместе с ростом процента безналичных платежей повышается и уровень осведомленности банков о своих клиентах. Это те самые «большие данные», с которыми удобно работать системам искусственного интеллекта.
«Мы знаем, как живут 11 миллионов наших пользователей. Знаем, кто из них грамотно сохраняет, приумножает, эффективно тратит, — говорит Константин Маркелов, вице-президент Тинькофф Банка, первым в России отказавшегося от традиционных отделений. — Из миллиардов этих транзакций мы можем выделить некие жизненные циклы, шаблоны, пути развития пользователя и на основе этой информации понять, какие продукты и сценарии ему лучше предложить».
В двух с половиной квинтиллионах байтов данных, которые мы создаем за год, информация обо всех наших транзакциях.
Избавление от отделений — необходимая мера. На их содержание у банков приходится до половины расходов, при этом у компаний, с которыми им предстоит конкурировать в будущем, таких трат нет в принципе. Сегодня все активнее в финансовую сферу входят цифровые гиганты, которые также знают о своих клиентах достаточно, чтобы предлагать им персонализированные услуги.
Кредитная карта Apple, анонсированные онлайн-кошельки Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), кредиты для малого бизнеса Amazon и пока засекреченные финансовые проекты Google — все это первые шаги IT‑гигантов на финансовом поле, но мало кто сомневается, что им хватит сил его полностью перепахать. По данным международного Совета по финансовой стабильности, на сегодняшний день в мире почти половина активов находится вне классической банковской системы.
«В Китае 90 % платежей и переводов осуществляют не банки и не финансовые организации, а мессенджер WeChat и сервис Alipay, — подтверждает Маркелов. — Но хотя по удобству и доверию пользователей банки и IT‑компании находятся в равном положении, то в уровне кредитной экспертизы вторые явно уступают. Наш банк, например, сейчас проходит уже через третий мировой экономический кризис. Мы точно знаем, как люди ведут себя в таких ситуациях, как выводят деньги, как поступают с кредитами. IT‑компании без экспертизы этих финансовых циклов могут совершать серьезные ошибки».