Красная стрела: как Борис Ротенберг готовит нового пилота «Формулы-1» из России
20-летний Роберт Шварцман уже получил контракт с «Феррари» и сезон-2020 проведет в «Формуле-2», в одной команде с младшим Шумахером.
В гонках «Формулы-1» пока отметились лишь три пилота из России: Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин. Похоже, четвертым готов стать Роберт Шварцман из Санкт-Петербурга. Его отец Михаил Шварцман, совладелец крупной сети цветочных магазинов, потратил на карьеру сына €5 млн, а в 2016-м для талантливого гонщика нашелся спонсор — Борис Ротенберг и его автоспортивный проект «СМР Рейсинг». Forbes рассказывает, как Роберт Шварцман оказался в «Феррари» и когда он поедет в «Формуле-1».
Сделано в Италии
Роберт Шварцман впервые сел за руль карта в 4 года, с пяти начал участвовать в соревнованиях. Вскоре стало понятно, что для серьезных результатов гоняться нужно много и регулярно. Ни в Петербурге, где рос Роберт, ни в соседней Финляндии, куда часто выезжал с отцом, организовать постоянную практику было нереально — климат не тот.
Идеальная страна для начинающего пилота — Италия: много трасс, много команд, а погода позволяет гоняться круглый год. Туда Шварцман-старший и решил перевезти сына: «Роберт был настолько погружен в автоспорт, что вопрос о другом пути его развития даже не стоял. Мы просто делали все, что требовалось для его карьеры».
Получив вид на жительство для себя и сына, Михаил Шварцман устроил Роберта в городке Спилимберго на северо-востоке Италии, где жил его близкий друг, и вернулся в Россию. Мальчик остался под присмотром няни и механика. Родители приезжали, особенно часто — отец, но центром жизни семьи был Петербург.
«С 9 лет я жил один в Италии, — вспоминает Роберт. — Пошел в местную школу с товарищем по картингу. Мы оба говорили по-английски, так что он слушал, что рассказывали учителя на итальянском, и переводил мне. Так продолжалось пару месяцев, а дальше я освоил язык».
Практически все время, что оставалось от учебы, Роберт тратил на гонки. Сначала были картинговые чемпионаты, потом младшие «Формулы» и много-много тестов. Все это оплачивал отец. «Карьера Роберта много лет была основной статьей расходов нашей семьи», — объясняет Михаил. А доход ему приносил цветочный бизнес.
Михаил Шварцман занимается цветами с ранних 1990-х: начинал с оптовой торговли, позже одним из первых на рынке опробовал концепцию цветочных супермаркетов и взялся за промышленное производство букетов. Сейчас Михаил совладелец (вместе с отцом) крупной розничной сети «Цветоптторг» — 56 магазинов в Петербурге. В 2018-м суммарная выручка основных компаний Шварцмана (головной ООО «Флора Телеком» и торгового оператора ООО «Дизайн Карго») превысила 600 млн рублей.
На первый карт для сына Шварцман потратил около $3000: раму пришлось везти из Германии в разобранном виде, иначе она не помещалась в багажник. Дальше расходы только росли. «Я как-то прикидывал, что в общей сложности потратил около €5 млн, — говорит Михаил. — Ну, а как иначе? Проехать картинговый чемпионат на топ-уровне, то есть в хорошей команде, с крутыми механиками и т.д., стоит €300 000 — €500 000. Один день формульных тестов — от €10 000. А чем больше тестов, тем лучше результат в гонках. Сезон в «Формуле-3» — от €1 млн, в «Формуле-2» — раза в два дороже. Если бы я заранее знал, через что нам придется пройти и сколько это будет стоить, я бы хорошенько подумал, ввязываться в эту историю или нет. Но когда Роберт начинал, я не представлял масштаб расходов, а потом было уже поздно менять стратегию — у него слишком круто все получалось».
Михаил Шварцман полностью финансировал карьеру сына до 2015 года, в 2016-м нашелся заинтересованный спонсор.