П — приоритеты: как понять, что для нас главное
Что стоит для нас на первом месте? Ответ на этот вопрос проясняет наш ум, упрощает график и помогает экономить время и энергию. Он дает возможность заняться тем, что действительно ценно для нас.
Татьяне 38 лет. У нее муж, двое детей и четкий распорядок от утреннего будильника до вечерних уроков. «Мне не на что жаловаться, — недоумевает она, — но я часто чувствую усталость, раздражение и какую-то пустоту. Кажется, что не хватает чего-то важного, но я не понимаю, чего именно».
Многие мужчины и женщины живут вопреки своей воле в режиме автопилота, установленного и запрограммированного вместо них другими. Иногда — потому что они сказали себе «нет», но чаще всего только потому, что не решились сказать «да».
Не исключение и наша личная жизнь: с течением времени то, ради чего мы вступали в отношения, затирается повседневностью — бытовыми задачами и мелкими конфликтами, поэтому мы сталкиваемся с необходимостью что-то менять в отношениях с любимыми людьми. Если же мы этого не делаем и продолжаем двигаться «по накатанному», то теряем силы и интерес к жизни. Со временем это состояние может перейти в депрессию.
Время стать дилетантом
«Ко мне все чаще обращаются клиенты с подобной проблемой, — рассказывает медицинский психолог Сергей Малюков. — И тогда для начала я предлагаю определиться: что вас по-настоящему радует? Затем выяснить, как появляется это чувство, почему именно в этот момент. Может быть, это реализация какого-то вашего качества или черты. И они как раз и могут быть той ниточкой, которая вернет вкус жизни. Хорошо бы повспоминать себя в те периоды, когда все было в порядке, и понять, какие занятия, какие отношения занимали большую часть жизни. Спросить себя, почему это было важно».
Можно пойти и от обратного: вычленить те занятия и отношения, которые порождают угнетенность, скуку, неудовлетворенность, и попытаться выяснить, что с ними не так. Но этот путь, по мнению психолога, сложнее.
Татьяна обратилась к психотерапевту, и он предложил ей вспомнить, что она любила в детстве. «Сначала мне ничего не приходило в голову, но потом я сообразила: я же ходила в студию ИЗО! Мне нравилось рисовать, но времени не хватало, я забросила это занятие и вовсе его забыла». После разговора она решила его возобновить. Выкроив время на художественную школу для взрослых, Татьяна с удивлением понимает: все это время ей не хватало творчества.