Конец пиратской эпохи: нелегальный контент уходит из интернета
По данным ВЦИОМ, 81% россиян не считают визуальное или аудио-произведение товаром и не готовы платить за контент. Однако теперь производители просто не оставляют им выбора
Тенденции антипиратской деятельности в России таковы, что через год-два ресурсы с нелегальным контентом могут полностью исчезнуть из поисковой выдачи «Яндекса». По мнению правообладателей, именно этот поисковик приносит пиратам 80% трафика. Основным драйвером этого процесса станет реализация положений антипиратского меморандума: подписавшие меморандум интернет-компании должны убирать из выдачи ссылки на пиратский контент, внесенные в единый реестр ссылок, без решения суда.
При этом отношение населения к пиратству пока принципиально не изменилось. По данным ВЦИОМ на август 2018 года 81% россиян не считают визуальное или аудио-произведение товаром и, соответственно, не считают обязательным платить владельцам контента деньги за скачивание или просмотр каждой копии.
Доступность нелегального контента снижается благодаря блокировкам, однако готовность россиян потреблять этот контент по-прежнему высока. В 2018 году Россия вновь попала в «Priority Watch List» — список стран, «имеющих серьезные недостатки в области защиты прав интеллектуальной собственности и требующих повышенного внимания», опубликованный в «Специальном отчете 301» Торгового представительства США. Положение дел в России оказывает значительное влияние на ситуацию в мире: крупнейшие пиратские ресурсы, например, Rapidgator.net, согласно отчету «Notorious Markets List» Торгового представительства, предположительно размещены на российских хостингах либо управляются из России.
Закон о блокировках в действии
Принятые за последние несколько лет законодательные решения против распространения пиратского контента оказались довольно эффективными. После вступления в силу поправок к антипиратскому закону о блокировке «зеркал» от 2017 года правообладатели получили возможность блокировать «зеркала» по внесудебной процедуре в течение 24 часов. В результате этой меры за 2018 год было заблокировано почти в четыре раза больше пиратских ресурсов (3000 ресурсов), чем в 2017 году (800 ресурсов).