Танец для себя
Статус: звезда Голливуда с 25‑летним стажем. Фильмография: более 60 картин. 37‑летняя Натали Портман открывает себя заново. А мы ее.
В начале фильма «Схватка» (режиссер Майкл Манн, 1995 год) есть запоминающаяся сцена. Еще до ограбления банка, до мощнейшего противостояния Роберта Де Ниро и Аль Пачино, до их знаменитой встречи в ресторане, до перестрелок и погонь в кадре появляется девочка-подросток. Она ищет заколки для волос. Их нет на кухонном столе — она уже проверяла. И под диванными подушками тоже нет — она перевернула все вверх дном. Нет, она не наденет голубые, они не подходят. «Мама! Где мои заколки? — кричит девочка. — Мама, помоги мне! Папа скоро приедет, а я не готова, мы опоздаем!» Ее трясет, голос переходит в крик. Ей нужны заколки, срочно. Прямо сейчас. И нет, не голубые, они не подходят.
В этой сцене Натали Портман всего четырнадцать. Ее героиня — Лорен, дочь разведенных родителей, которая изо всех сил пытается угодить отцу и помешана на своем стремлении делать все идеально. Без лишних усилий (как кажется) Портман меньше чем за минуту обнажает всю нервную систему своего персонажа. Пересмотрите.
С тех самых пор мы ждем от нее именно такой игры. Как, например, в «Черном лебеде», где она педантично выверяет каждое свое движение. Или как в «Близости», где Натали переживает целую бурю эмоций, пустив единственную слезу. Она может стать воплощением храбрости («Аннигиляция») и королевской мудрости («Еще одна из рода Болейн»). Может сверлить нас стальным взглядом («V — значит вендетта») и быть лучшей подругой («Страна садов») — список можно продолжать долго.
Натали — одна из самых востребованных актрис Голливуда с тех пор, как ей исполнилось двенадцать. Тогда Портман сыграла в «Леоне» Люка Бессона и сразу же стала звездой — редкий случай долгой и счастливой карьеры, а ведь ей нет еще и сорока. «Я везучая, — говорит Натали, — мне сразу дали настоящую работу, серьезные роли, а не «для детей». Но все равно это были клишированные образы в духе Лолиты. Или милой подружки главного героя. Грустно, но это правда». И, как и многие голливудские актрисы, она верит, что времена бесконечных Лолит уходят в прошлое. Однако стыдиться ей точно нечего, наоборот — есть что вспомнить. Так, за роль Матильды, ту самую, первую, ей пришлось побороться. После кастинга Натали не взяли: ассистент режиссера забраковал 11‑летнюю Натали, посчитав ее слишком юной. Девочка не сдалась, пришла снова, когда актеров отсматривал лично Бессон, и уговорила режиссера дать ей еще один шанс. «Я была не похожа на других детей. У меня всегда были амбиции», — комментирует ту историю Портман. С таким же упорством она занималась танцами ради «Черного лебедя», по восемь часов в день. И сотню раз пересматривала экскурсию по Белому дому с Жаклин Кеннеди — чтобы сыграть ее в «Джеки» (тогда же она прочитала более 20 книг о первой леди). А еще доказывала продюсерам, что в ее режиссерском дебюте «Повесть о любви и тьме» по мемуарам израильского писателя Амоса Оза актеры должны разговаривать на иврите. Как думаете, на каком языке вышел фильм?