Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности
В Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа завершается восстановление табакерок и мушечниц, которые в середине XVIII века создал мастер ювелирного дела Иеремия Позье. Работы проходят в рамках культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной ювелирным брендом Posié. Forbes Life рассказывает, из чего состоят реставрационные процессы, кто за них в ответе и почему компаниям важно принимать участие в сохранении исторического наследия
Культурная миссия
Многие исторические предметы, будь то элементы интерьера или драгоценности, часто скрывают от посторонних людей. Некоторые из них ожидают своего часа в музейных архивах, другие же, наоборот, уже не могут появляться в экспозициях, так как их состояние оставляет желать лучшего. В обоих случаях особую роль играют реставраторы, которые могут подарить вторую жизнь изделиям, покрытым многовековой патиной.
Яркий пример того, как из пепла возрождаются ценности, — деятельность Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа. В музейной коллекции хранятся сотни предметов, которые требуют реставрации или переживают ее прямо сейчас. Среди них, например, экспонаты из Галереи драгоценностей.
«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только дать им «вторую жизнь», но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создается библиотека технических приемов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — рассказывает Игорь Малкиель, заведующий лабораторией.
Реставрация — сложный и долгий процесс, который включает несколько важных этапов. Все начинается с визуального контроля и тщательного исследования материалов: металлов, камней, эмалей, органики и других. После чего происходит выбор методик восстановления, которые утверждает реставрационные комиссия и совет: в них входят реставраторы, научные сотрудники, исследователи и хранители. Они создают 3D-модели исторических предметов, подбирают необходимое сырье, которое может заменить или полностью повторить оригинальный элемент изделия, делают пробные экземпляры декоративных деталей — и это малая часть процессов реставрации. Все зависит от возраста, состояния и исторической ценности предмета. И уже после завершения реставрационных мероприятий комиссия принимает работу и оценивает качество.