Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Елена Борщева. Авантюристка
Незадолго до сорокалетия меня накрыло философское состояние: задумалась о пройденном, начала анализировать - добилась ли я того, чего хотела, к чему стремилась? И пришла к выводу, что даже если отталкиваться от популярных мещанских штампов — дерево, дом, ребенок, у меня все зашибись!
— Лена, фраза банальная, но многими любимая: «В сорок лет жизнь только начинается». Вам в этом году исполнилось сорок, с чего началась жизнь?
— Это отличная фраза! Впервые услышала ее от своей мамы, которая в сорок вышла замуж и через год родила мою младшую сестру. Конечно, глубокий философский смысл я в свои двадцать лет не прочувствовала, и мягко говоря, эта сентенция меня даже позабавила: «Что? В сорок — начинается?!» А сейчас абсолютно с этим согласна.
Недавно знакомые — мои ровесники — купили дом. Просторный, светлый... Мы обсуждали покупку мебели, и хозяйка вдруг сказала:
— Покупаем такую, чтобы уже навсегда. Проживем в этом доме до старости, тут же и умрем.
Я была изумлена и попыталась возразить:
— Жизнь такая интересная, постоянно меняется, извивается поворотами. Даже элементарно — вещи надоедают, хочется нового. А тут «НАВСЕГДА». Звучит грустно, будто бы пришли к финалу.
Тем не менее незадолго до сорокалетия меня накрыло философское состояние: задумалась о пройденном, начала анализировать — добилась ли я того, чего хотела, к чему стремилась? И пришла к выводу, что даже если отталкиваться от популярных мещанских штампов — дерево, дом, ребенок, у меня все зашибись! Двое детей, муж, собственная квартира в Москве. Поэтому никакой спешки — «ой, скорее надо что-то делать, чтобы успеть состояться!»
Я многого добилась к своим сорока, потребности что-то кому-то доказывать нет. Но зато есть желание поймать жизненный баланс, ценить момент. Это, кстати, непросто. Мы погружены в быт, сфокусированы на достижениях, проблемах, суете. Это не добавляет радости — что такое хандра, мне известно.
— Отмечали сороковой день рождения или суеверно проигнорировали?
— Долго мучилась: надо — не надо, а потом решила, что празднику быть. Мужчины пусть остерегаются этой даты. Пригласила друзей в караоке, а муж сделал сюрприз и повел нас сначала в ресторан. Специально к этому дню купила короткое платье и собрала в нем огромное количество комплиментов. Самый замечательный — от своей старшей дочери, четырнадцатилетней Марты: «Мама, ты такая молодая! На сорок не выглядишь».
Дело в том, что мини из моего гардероба исчезло лет пять-семь назад. Тогда я поработала со стилистом, мы вместе проредили гардероб и купили новые вещи. И так получилось, что из короткого осталась одна-единственная юбка. Несколько лет я носила все, что ниже колена.
— Спрятали от общественности свои бесконечные ноги?
— Спрятала, да. Сама не знаю почему. В общем, в день рождения новое мини засветилось, хорошо погуляло. Я устроила шопинг, вернула в гардероб и другие мини, что-то рано дала им отставку.
— Так странно, что вы, Лена, обмолвились о хандре. Кажется, что вам, такой улыбчивой и смешливой, это слово даже незнакомо.
— Я человек эмоциональный и впечатлительный, переживающий за очень многое, замечающий несовершенства и несправедливость. Внешне не скажешь, верно? Те, кто меня плохо знают, думают, что мне вообще все по барабану. Даже муж, и тот иногда говорит: «Лен, ты спокойная как танк. Неужели не переживаешь?» Да переживаю я! С ума схожу! Но все эмоции — внутри. Ничего хорошего в этом нет, копится, копится, а потом — раз! — и взрыв.
— На что реагируете остро? Нас же не все уколы со стороны задевают.
— Не все, верно. Чего только про меня не говорили, как только не шутили! Иногда — как с гуся вода, а иногда пробивает, если в этот момент определенное настроение.
Когда я ушла из шоу Comedy Woman, первые два года искала себя. Вела и концерты, и свою программу на радио, и собственное кулинарное шоу. Но главным были стендапы, занимавшие практически все время. Мне хотелось наработать программу, с которой можно было бы самостоятельно выступать. В итоге за пару лет написала концерт.
Как-то меня пригласили на один из сочинских фестивалей и попросили на закрытии прочитать стендап. Ну хорошо. Вышла на сцену, читаю, люди смеются. Особенно публике понравилась шутка про верблюда, она по сути автобиографическая: «Приехала на отдых, лежу на пляже, никого не трогаю и вдруг слышу: «О! Зырь, вон ушастая из Comedy загорает».
Приоткрыла глаз — чуть в стороне парень с девушкой, рассматривают меня. Ну ничего, на ушастую не обижаюсь, привыкла, что меня ТАК узнают. Всего в жизни я добилась своими собственными ушами.
«Надо бы с ней сфотографироваться... — обсуждают они дальше. — Только давай сначала с верблюдом, а потом с Леной, а то памяти в телефоне может не хватить!»
И вот тут мне стало обидно! Пять лет я горбатилась в КВН, Квазимодо играла, три года в Comedy — Мартиросяну бегала за пивом через дорогу, и подземного перехода под МКАД тогда не было, а верблюд просто жил! У него два горба, и все... Я, кстати, тоже хотела сделать себе два горба, но не сзади, а спереди. Потом поняла, что в Москве этим никого не удивишь».
Такая длинная была шутка, которая родилась из реальной истории.
Так вот, после выступления ко мне обратился мужчина: «Лена, вы все тексты сами пишете? Да? И про верблюда тоже? Ну, знаете! Это вообще не ваш уровень!» И отошел. Вот эта реакция меня зацепила.
Юмор — вкусовщина, и в России с ним проблема. Недавно увидела опрос: «Над чем нельзя шутить?» Понятно, что респонденты назвали темы религии, политики, здоровья. Дальше шла внешность, и одиннадцать процентов посчитали, что это не тема для шуток. Почему? Еще шесть процентов и вовсе написали, что вообще НИ НАД ЧЕМ нельзя шутить. Все священно!
Летом Надежда Ангарская выложила видео с пожарами в Якутии и написала: «Не смешно!» — таким образом привлекла внимание к беде. Зачастую это работает лучше прямых призывов «Люди! Спасите Якутию!»
И посыпались комментарии: «Да как вы смеете смеяться над трагедией?!» — многие не поняли посыл.
Одно мое видео — тоже летом — набрало много тысяч просмотров. Это был отсыл к Оле Бузовой. Она снялась на фоне голубых крыш Санторини и плакала от счастья.
Я увидела ее пост и когда на улице заметила голубую будочку охраны, остановилась и записала на ее фоне видео: «Извини, Оля, не удержалась».
Тут же пошли комментарии: «Как не стыдно стебаться над мечтами других?!»
Мы с Ольгой знакомы, даже переписываемся в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», я уважаю ее как профессионала, но что из этого? Шутить теперь нельзя?
— Обычно у людей с хорошим чувством юмора отлично подвешен язык. Можете сказать, что легко находите — как ответить, отреагировать?
— Как-то в Сочи, опять же на пляже, женщина, которая сдает в аренду лежаки, спросила меня:
— Вы случайно в кино не снимались? Не могу вспомнить, где я вас видела. Лицо знакомое...
— «Приключения Электроника» помните? Я играла одного из близнецов, — нашлась в ответ.
Она помолчала, посмотрела еще внимательнее и выдала:
— Точно!
Деньги за лежак все же взяла.
Но вообще-то мне не всегда просто реагировать. Расскажу такую историю. Я очень люблю интеллектуальные игры, уже год состою в клубе, где мы не только играем, но и обсуждаем что-нибудь полезное. Как-то взяли тему делового этикета и «правильные» комплименты. Не «первого уровня», больше похожие на лесть — о внешности или об одежде, а «многоэтажные», увеличивающие значимость человека. Например: «Как прекрасно на вас сидит костюм, сразу видно профессионального спикера!» — что-то в этом духе.
Как выяснилось, сложные я вообще не умею говорить, требуется навык. Послушала теорию и решила оттачивать «мастерство».
Тут как раз меня пригласили на «Кинотавр». Чтобы не тянуть с практикой, подошла к одной девушке, кажется, она была продюсером, и начала:
— Это платье тебя очень освежает!
— А-а-а... Значит, без него я несвежая, да?
Знаете, я растерялась и не нашла, что сказать! Кроме «Я не то имела в виду» ничего в голову не пришло.
— Любопытно, чувство юмора можно развить или если при рождении не выдали, то нечего и стараться?
— Можно! Несколько лет я веду авторский мастер-класс на тему развития юмора. В этом году выпустила книгу с упражнениями, но вообще, шучу с детства. Читала много книг — и Чехова, и Тэффи, и Марка Твена — собирала информацию, а потом заметила, что мои шутки вызывают смех, часто долгий.
— Когда после школы вы поступили в Пятигорский лингвистический институт, чем собирались заниматься?