Большая чистка: как Голливуд переваривает культуру отмены
На кинофестивале в Испании за вклад в кинематограф наградили Джонни Деппа, повавшего в опалу на родине из-за семейного скандала. Кинокритик Татьяна Алешичева размышляет об общественной цензуре, с которой вынуждены считаться даже голливудские продюсеры
25 сентября в Сан-Себастьяне раздали награды кинофестиваля, традиционно завершающего европейский фестивальный сезон. Испанцы выступили толерантнее некуда: в составе жюри женщины представляли большинство, как и среди кинематографистов, получивших призы. Но в кричащие заголовки фестиваль попал парой дней раньше — скандалы всегда привлекают больше внимания, чем чествования. О том, что почетный приз «Доностия» (так звучит название фестиваля на языке басков) за вклад в кинематограф собирается вручить попавшему под каток «культуры отмены» Джонни Деппу, было известно заранее. Против этого жеста высказалась Испанская ассоциация женщин-кинематографистов, но директор фестиваля Хосе Луис Ребординос напомнил коллегам о презумпции невиновности, которую особенно важно защищать, «когда в соцсетях широко распространилась практика линчевания».
«Культура отмены» (cancel culture), или бойкот публичной персоны, каким-то образом поправшей общественную мораль, зародилась в университетских кампусах среди миллениалов как следствие культа безопасности в начале 2010-х, а к концу десятилетия тесно сплелась с женским движением против насилия. Ее методы нелегитимны, но действенны: в результате общественного осуждения карьеры можно лишиться на раз, причем не по приговору суда, а «по понятиям» — корпорации всегда слышат шум соцсетей. Многолетняя тяжба между Деппом и его бывшей женой Эмбер Херд, обвинившей актера в домашнем насилии, не привела к судебному приговору — юридически он чист. Но вот карьеру Деппа это дело, считай, похоронило. Студия Disney вычеркнула Джека-Воробья из спин-оффа «Пиратов Карибского моря», а Warner Bros. вычистила Грин-де-Вальда из «Фантастических тварей». Студия MGM заплатила Деппу за участие в «Великом» $3 млн против ранее оговоренных $6 млн, а потом «забыла» выпустить фильм в американский прокат — заодно под раздачу попал режиссер картины Эндрю Левитас, ни сном ни духом не причастный к скандалам.