Ребенок с ментальными проблемами как домашнее животное
Что делать, если мать начинает воспринимать своего сына с ментальными проблемами как домашнее животное, которое к тому же рано или поздно придется сдать в приют? Можно ли как-то в этой ситуации помочь самому ребенку, подготовив его к будущей непростой жизни?
Женщина прошла в кабинет решительно и целеустремленно, с размаху села в кресло. Глаза и губы ярко накрашены, на голове — не знаю толком, что означает это слово, но почему-то мне сразу подумалось, что на голове у нее — перманент.
— Я — Раиса. Мне нужен ваш совет. Я отчего-то подумала, что вы рассусоливать не будете и мне его дадите. Может, ошиблась, тогда — извиняйте.
— Что за совет?
— Как подготовить моего сына к интернату.
Мне показалось, что я ослышалась.
— Простите, подготовить сына — к чему?
— К интернату, вы все правильно услышали. В интернат я его хочу отдать.
— Но почему? — я тут же решила, что у нее сын с резко девиантным подростковым поведением, бросил школу, она целый день работает и не справляется. Денег на частную какую-нибудь школу с полным днем и постоянным наблюдением нет. Может, семья уже стоит на учете в милиции. Может быть, уже опека приходила. Она пугала-пугала его детским домом и вот — решила и вправду отдать, думает, вдруг там лучше будет. Не будет. Попробую помочь и отговорить — решила я.
— Борька у меня больной, тяжелый, психический, — объяснила между тем Раиса. — Вот я его подготовлю и отдам.
— Сколько лет Боре?
— Сейчас двенадцать. Но я еще не сейчас отдам, я к вам как раз заранее пришла, чтоб время было.
Я окончательно перестала что-либо понимать. Она до 12 лет растила тяжелого ребенка-психотика. Что бы ни произошло прямо сейчас (умерла помогающая в уходе за мальчиком бабушка? Ухудшилось состояние ребенка? Мать собралась замуж?) — Раиса еще не собирается его сдавать, это у нее именно в планах. Она собирается своего Борю еще «готовить». Но если его можно «готовить», значит он не совсем «овощ» — с надеждой подумала я. Хотя какая уж тут надежда!
Единственная гипотеза, которая после следующего этапа скоропалительного анализа задержалась у меня в голове, была такая: несмотря на свой цветущий вид, Раиса чем-то смертельно больна. Зная о своей неминуемой смерти, она хочет за оставшееся ей время максимально адаптировать сына к его последующей жизни, которая неизбежно пройдет в интернате. Помогу, чем смогу, конечно.
— Помирать, если что, я не собираюсь, — усмехнулась Раиса («Она что, чтением мыслей балуется?» — подумала я).
— Мне нужно больше информации.
— Да. Спрашивайте, я на все отвечу. И врать не буду.
— Почему вы именно сейчас решили отдать Борю в интернат?
— Я с самого начала собиралась, когда поняла, что он такое и что не поправится никогда.
— Почему же не отдали раньше?
— Ну, там же не сразу все понятно было, пока я сообразила, что здесь к чему, сориентировалась кругом, а потом и приспособилась уже — куда спешить-то? Теперь вот решила, что подготовить его можно.
— А зачем вообще отдавать, если вы уже, по вашим же словам, приспособились?
— Так я ж еще пожить нормально хочу, я ж молодая.
— Раиса, я знаю много семей, в которых…
— Так. Не надо вот этого. Мне — не надо. Вот здесь я вам сейчас по пунктам все объясню, а вы потом либо уж погоните меня, либо помочь в моем деле попытаетесь, лады?
— Договорились, — кивнула я. — Приступайте.
К этому моменту я уже поняла, что у Раисы хоть и «простонародная», но внятная и по-своему грамотная речь. Она из тех, кто может коротко и ясно донести до собеседника все, что пожелает.
— Первый пункт в том, — сказала Раиса, — что я одна. Читала я про всяких, да и видала, у которых муж работает, а она «ребеночка тащит», да еще и книжки пишет. Не мой случай — мой благоверный сбежал давно, еще когда у Борьки припадки были, сказал, что ему невыносимо это все видеть, он сам от этого с ума сходит. Мама у меня с отчимом далеко в поселке живут, и Борьку оба боятся. За меня боятся, не за себя. Я потом объясню почему. Пункт второй — это значит, что я не хочу жить в нищете на пособие и за ним ухаживать как будто в ящике, вот в этом вот их мирке, где всякие фонды, и программы, и родители с такими детками все друг друга поддерживают, и детки у них как будто бы все стихи пишут, английский язык и квантовую физику понимают, и художественные выставки открывают. Я стихов не пишу и картин не рисую, в квантовой физике ни в зуб ногой, поэтому и Борька мой не сможет такое никогда — и обманывать себя и других я не смогу тоже. Я в нормальном большом мире сама работать хочу и работу свою люблю, у меня уже три магазина сейчас, и еще две точки хочу в этом году открыть, или уж на следующий. Третий пункт — я молодая еще и рьяная. Хочу мужика себе найти —