Настоящие лица древних тесинцев
Новосибирские археологи во время раскопок в Минусинской котловине (Хакасия) обнаружили в одном из погребений уникальные гипсовые мужские маски тесинской культуры (II в. до н. э.— II в. н. э.) На них отчетливо видны очертания лиц.
Железная дорога из Междуреченска на Тайшет проходит через Кузбасс вдоль Аскиза, затем через Абакан и по мосту через Енисей. Этот стратегически важный проект строился в послевоенные годы (1940–1950-е годы) как альтернатива Транссибу для грузоперевозок кузбасского и хакасского угля. Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, выполняя разведочные работы на всем протяжении этого участка железной дороги, выявил десятки неизвестных ранее археологических памятников. Единственным способом сохранения этих объектов могли стать археологические раскопки.
Очень много курганов
Памятник «Уйтаг» был известен 300 лет назад. В январе 1722 года по инициативе Даниэля Готлиба Мессершмидта были впервые проведены раскопки тагарского кургана — именно с этого времени началась сибирская археология.
Одна из железнодорожных станций здесь до сих пор так и называется «Историческая», поскольку около нее находилось много курганных насыпей. Количество курганов на этих территориях так велико, что на изучение всех их ученым не хватило даже трехсот лет. В 2014 году все 235 га у подножия горы Уйтаг были переведены из сельскохозяйственных земель в особо охраняемые природные территории регионального значения.
Исследовать все найденные памятники на бюджетные деньги, выделенные на науку, невозможно, слишком дорого и долго — а еще нужны опытные специалисты, которых в любом государстве на порядки меньше, чем неисследованных объектов культуры. По этой причине большая часть раскопок во всем мире происходит как раз в связи с освоением территорий под строящиеся объекты. Благодаря строительству дублирующей железной дороги из Сибири в Тайшет археологи получили доступ к комплексу захоронений древних культур и финансирование.
Многоэтажное захоронение
Археологический отряд под руководством старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Евгения Богданова исследовал шесть курганов, расположенных у склона горы Уйтаг, входящей в состав горного хребта Сарж. Внизу могильник ограничен поймой реки Абакан. Земляная насыпь одного из курганов была больше двух метров в высоту. Под ней археологи нашли многослойный погребальный комплекс разных времен и культур. В нижнем слое — погребения эпохи бронзы. В среднем — захоронения сарагашенского этапа тагарской культуры: четыре больших склепа с деревянными конструкциями. И наконец, тесинское коллективное захоронение в верхней части кургана, сделанное спустя несколько веков. Тесинцы знали и чтили своих предшественников. Строя погребальный склеп, они не разрушили и не ограбили первоначальные постройки.
«В какой-то момент тесинцы решили схоронить усопших именно в этом высоком и выделяющемся на местном ландшафте кургане. Для этого они прокопали в земляной насыпи вход и соорудили погребальную камеру»,— рассказывает Евгений Богданов.
Одним из отличительных признаков погребальных церемоний тесинцев было посмертное обмазывание лица глиной, а затем гипсом. Получались слепки — маски людей, точно копирующие их облик.
Позже, в таштыкской культуре на тех же территориях, широко практиковалось создание масок. Но это были уже настоящие маски, произведение искусства из толстого слоя глины, их даже обжигали в печи и раскрашивали. Одна из таких масок таштыкской культуры находится в Музее истории Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске (музей ИАЭТ СО РАН) — из Шестаковского могильника Кемеровской области. Обнаружили ее в 1968 году в склепе, где все внутри было сожжено: в таштыкский период склепы сжигали вместе с куклами-манекенами — ритуальными копиями умерших.
Но спустя почти полвека сибирские археологи заподозрили, что при всем внешнем сходстве с человеком глиняная голова слишком мала, чтобы быть слепком с лица. Они решили заглянуть внутрь экспоната и отправили маску на рентген в Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Физики-ядерщики пропустили глиняную голову через малодозную рентгеновскую установку и подтвердили подозрение археологов — маска оказалась вылепленной на черепе барана, его ученые обнаружили внутри.