Режиссер Николай Хомерики о сериале «Чистые», Петербурге, кино и смерти

СНОБРепортаж

«Когда у тебя много детей, остается сильно меньше времени, чтобы думать о смерти». Интервью с режиссером Николаем Хомерики

В новом выпуске «Пленки» Егор Спесивцев поговорил с режиссером Николаем Хомерики о его новом сериале «Чистые», Петербурге, кино и смерти

Беседовал Егор Спесивцев

Это интервью мы записываем в вашей квартире в Петербурге, где вы уже довольно долго живете. Почему вы уехали из Москвы?

Лет десять назад мы с женой как-то устали от Москвы и решили попробовать здесь — всегда мечтали пожить в Петербурге. Сняли квартиру, переехали. Позже оказалось, что это немного не та квартира, которую мы хотели. А когда поняли, какую хотелось бы, уже жили здесь. Хотя даже не думали, что она будет наша. Мы выбрали Васильевский остров, потому что, во-первых, моя жена здесь родилась, а во-вторых, потому что здесь более широкие улицы. Тем более Большой проспект. Здесь больше воздуха, ниже дома, больше неба. Такая, обособленная атмосфера острова. Я отсюда практически не выезжаю. Разве что когда еду в Москву через Московский вокзал.

Я учился в Петербурге и жил неподалеку отсюда — на Среднем проспекте. Каждый раз, когда я оказываюсь на острове, я невольно сверяю себя нынешнего с тем мной, который здесь переживал подростковую растерянность. Тот период меня в значительной степени сформировал. У вас есть такие формирующие воспоминания, к которым вы возвращаетесь, куда-то приезжая? И отслеживаете ли вы, как происходит переоценка ценностей, как вы меняетесь сквозь время?

Ого, какой вопрос. Так как я часто езжу в Москву, я там много брожу по местам, где учился в школе и в институте. И у меня, конечно, сильная ностальгия возникает сразу, тоже попадаю в то время. Вы сказали про переоценку ценностей — когда я в институте учился на экономическом, у меня тема реферата по философии была «Жизнь как переоценка ценностей». Я пытался там еще в юном возрасте написать о том, что мы все время находимся в процессе переоценки. Вот в процессе этой переоценки я и оказался здесь, на Васильевском острове, где мне очень нравится. Здесь, как на даче, люди совсем другие, стремления другие. Я тут знаю каждого продавца в магазине, многих — по имени. Иногда можно даже не заплатить, а сказать «денег не взял». Потому что в Петербурге совсем другие человеческие отношения.

В Москве вам было дискомфортно, потому что обстановка была более светской? Меньше простых людей и больше условной «богемы»?

Мне сложно сказать, что такое богема. Но, если мы говорим о тех людях, которые на последних страницах глянцевых журналов мелькают на фото с вечеринок, то, да, особого стремления там находиться у меня не было и нет. Удивительно, что, когда попадает в руки такой журнал, открываешь его, а там все те же люди практически. Я даже половину из них не знаю, но лица узнаю: вот опять этот, вот опять тот. Здесь, в Петербурге, своя творческая среда. И как-то так получается, что я общаюсь больше с музыкантами, чем с кинематографистами. Не знаю почему.

Николай Хомерики  на съемках сериал «Чистые»
Николай Хомерики на съемках сериал «Чистые». Фото: НМГ студия

В Петербурге довольно мало кинематографистов. Я с ходу могу вспомнить только Алексея Германа, но и он как будто чаще бывает в Москве. А почему вас именно музыканты интересуют — или это случайное совпадение?

Да музыка — это вообще интересно. Это искусство прямого высказывания, когда ты сочиняешь — и оно выходит. Не так, как в кино, где тебе надо сначала сценарий написать, потом деньги получить, собрать операторов, актеров. А потом все отснятое продюсеры могут смонтировать так, что от сценария ничего не останется.

У вас не возникало желания что-нибудь написать? Чтобы без посредников.

Вот буквально первый раз в жизни, неделю назад, мы сняли дачу. Может быть, на даче получится. Но у меня ведь трое детей, кошка, собака, работа. Очень сложно найти время. Я и читаю-то чаще всего в «Сапсане», потому что там находятся эти четыре часа, когда не поработаешь. Но у меня есть мысли, что при более удачной финансовой ситуации можно было бы просто снимать кино малой группой, чтобы отойти от всех этих больших процессов, больше ориентироваться на себя.

Мне кажется, даже малой группой снимать дорого.

Есть питерский режиссер Роман Михайлов, который много фильмов снимает. Сейчас снял очередной фильм в Индии. Он снимает кино независимо, за какие-то свои деньги, и ему никто ничего не говорит про длину фильма и не ставит никаких ограничений. В принципе, я достаточно свободно снимал фильм «Море волнуется раз». Меня, правда, все-таки уговорили его сократить на полчаса, о чем я до сих пор жалею.

А что именно вы вырезали из «Море волнуется раз»?

Там была одна очень важная линия, сейчас будет спойлер. По сюжету есть молодая пара — и та же самая пара, те же люди, но 30 лет спустя. Они там общаются друг с другом, но ни разу не заводят разговор о том, что они — это они. Мы сняли сцену, где это становится очевидно, но мне сказали ее вырезать, потому что все и так понятно. Спустя два года, после просмотра мы с режиссером монтажа Иваном Лебедевым сошлись во мнении, что это было сделано зря и этой сцены очень не хватает.

На съемках сериала «Чистые»
На съемках сериала «Чистые». Фото: НМГ студия

Нет желания выпустить режиссерскую версию?

Я бы очень хотел переработать фильм, но так вышло, что какому-то из исполнительных продюсеров компании понадобился наш жесткий диск и на него записали другой материал. Поэтому у меня нет исходников.

Вы далеко не сразу пришли к тому, чтобы снимать кино — сегодня уже упоминалась учеба на экономическом факультете. Как это случилось?

Во многом благодаря Музею кино и Науму Ихильевичу Клейману. Я не помню точно, как я туда попал. Помню, что стал ходить смотреть фильмы. По два-три фильма в день, переходя из одного зала в другой. Меня это очень затянуло. Года два-три я так ходил, а потом возникло желание самому что-то попробовать, поучиться где-то. И, благодаря тому, что на высшие режиссерские курсы принимали на платной основе, мне удалось поступить. В советское время туда было практически невозможно попасть, был дичайший конкурс. А когда я учился, брали всех, кто хоть что-то соображал и мог заплатить. Так я оказался в мастерской Хотиненко Владимира Ивановича, Павла Константиновича Финна и Владимира Алексеевича Фенченко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Николай Свечин: Время имеет вкус, цвет и запах, и автор обязан их различать Николай Свечин: Время имеет вкус, цвет и запах, и автор обязан их различать

Николай Свечин рассказал о сюжете нового романа и судьбе Лыкова после революции

СНОБ
Короткие встречи Короткие встречи

Как открыть мир для тех, кто заперт

Новый очаг
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Грузия сумела сказать «нет» Западу Грузия сумела сказать «нет» Западу

Какое будущее выбрали для страны нынешние грузинские политические элиты

Монокль
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Фундамент для PropTech Фундамент для PropTech

Как боты, ИИ и другие технологии меняют рынок недвижимости

РБК
Забота только на словах: почему по факту дети в России не получают должной защиты Забота только на словах: почему по факту дети в России не получают должной защиты

Соответствуют ли изменения в законах в России интересам детей на самом деле?

Forbes
Пятнадцать строчек лейтенанта Шмидта Пятнадцать строчек лейтенанта Шмидта

Подлинная и забытая история революционера лейтенанта Петра Шмидта

Дилетант
Антропологи реконструировали верхнюю челюсть жившего 115 тысяч лет назад ребенка Антропологи реконструировали верхнюю челюсть жившего 115 тысяч лет назад ребенка

Палеоантропологи сделали виртуальную реконструкцию верхней челюсти ребенка

N+1
Резервная копия человечества на Красной планете: узнали у экспертов, когда ждать первых марсианских колоний Резервная копия человечества на Красной планете: узнали у экспертов, когда ждать первых марсианских колоний

5 вопросов о колонизации Марса писателю-фантасту и популяризатору науки

ТехИнсайдер
«Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка» «Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка»

Актриса Маша Кошина о детстве на съемочной площадке и режиссерских амбициях

OK!
Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили

Британские сериалы, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Ах, Самара-городок Ах, Самара-городок

Визитные карточки Самары, которые изменят твои представления о ней

Лиза
Двое российских миллиардеров из списка Forbes создают СП в области кибербезопасности Двое российских миллиардеров из списка Forbes создают СП в области кибербезопасности

Владимир Евтушенков и Юрий Максимов создают СП в области кибербезопасности

Forbes
Чем мы заняты в тени: как специалисты совершают карьерные переходы внутри компаний Чем мы заняты в тени: как специалисты совершают карьерные переходы внутри компаний

Принципы и правила горизонтального карьерного развития

Forbes
Вас называют «папиной дочкой»? Узнайте, какие опасности скрывает этот архетип Вас называют «папиной дочкой»? Узнайте, какие опасности скрывает этот архетип

Чем архетип «папиной дочки» может быть опасен для дочери и для семьи в целом

Psychologies
Детский мир Детский мир

Питер Брейгель превратил в детскую площадку целый город

Вокруг света
«Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер «Мама всегда выбирала благо пациента, а не букву закона»: из книги Нюты Федермессер

Глава из сборника рассказов Нюты Федермессер «Камера хранения»

Forbes
Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются Виды и типы мотоциклов: какие бывают и как называются

Какие мотоциклы бывают и чем они отличаются между собой?

РБК
«Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород «Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород

Собаки пользуются мимикой не только с человеком, но и для общения друг с другом

ТехИнсайдер
Что такое «куриный налог» и как он мешает продавать пикапы в Америке? Что такое «куриный налог» и как он мешает продавать пикапы в Америке?

Почему в Америке так сложно продавать пикапы и причем тут курицы?

4x4 Club
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Мадс Миккельсен. Великий и ужасный Мадс Миккельсен. Великий и ужасный

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться  актером

Караван историй
Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности

Опыт стран, которые работают с утечками данных на системном уровне

Forbes
В глушь, в Сибирь В глушь, в Сибирь

Едем за нереальной красотой на плато Путорана

Лиза
Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих? Любовный треугольник: можно ли любить одновременно двоих?

Что такое любовь? Почему люди заводят романы на стороне?

Psychologies
7 лучших ролей Любови Аксеновой 7 лучших ролей Любови Аксеновой

Любовь Аксенова: девушка супергероя, избалованная дочь и сбежавшая невеста

Maxim
Ремесло как искусство Ремесло как искусство

Вдохновляющий и наполненный фактурами интерьер студии керамики

SALON-Interior
5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов 5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов

Истории из мира литературы, которые остаются неразгаданными и полными тайн

Maxim
Как вам продают саморазвитие (и очень дорого!) — объясняет психолог Татьяна Мужицкая Как вам продают саморазвитие (и очень дорого!) — объясняет психолог Татьяна Мужицкая

Насколько стремление блогеров и коучей помочь людям искренне и бесскорыстно?

Psychologies
Открыть в приложении