Когда появятся реактивные истребители шестого поколения
Авиаэксперт рассказывает о новейших авиационных разработках России, НАТО и других стран вплоть до шестого колена.
Чуть ранее мы во всех подробностях расписали эволюцию реактивной боевой авиации с нулевого по пятое колено. Настала пора раскрыть, чем живет и дышит современная воздушная техника.
Для повышения боевого потенциала пятое поколение стало быстрее – эти самолеты развивают сверхзвуковую скорость без использования форсажа в крейсерском режиме (то есть могут лететь на ней столько, сколько надо... или позволяет запас топлива), и обладают сверхманевренностью, то есть сохраняют управляемость на закритических углах атаки и с большими перегрузками. Для этого помимо прочего все такие самолеты имеют систему управления вектором тяги: реактивную струю можно отклонять от оси двигателя в разных направлениях. Идея не новая, но на пятом поколении без нее не обойтись.
Что важно, эти характеристики достигаются без усложнения управления, благодаря еще более высокой степени автоматизации – человек просто не в состоянии так быстро реагировать и учитывать так много параметров.
Мы уже писали в предыдущей статье про ключевую характеристику: невидимость (точнее говоря малозаметность) для ПВО, то есть идеология Stealth. Плюс более эффективные радарные системы на борту.
Есть некоторая разница в концепциях – грубо говоря, в США решили, что малозаметность важнее, чем сверхманевренность, а российские конструкторы предпочитают обеспечить высокие летные характеристики, вместо заботы о минимальной видимости. Но в любом случае пятое поколение превосходит четвертое по обоим этим параметрам.
Еще в 1981 году Америка разработала требования к очередному поколению истребителей. Однако пионер F-22 Raptor корпорации Lockheed Martin, взлетел только в 1997 году, а на вооружение поступил еще позднее — в конце 2005-го. В 2006 году взлетел еще один истребитель пятого поколения — F-35 Lightning II, в 2015-м году американские воздушные силы приступили к его полноценной эксплуатации.
Тогда же, в 1981 году, Советский Союз озадачился формулировкой технических требований для истребителей будущего, которые сменили бы недавно выпущенные МиГ-29 (эксплуатируется с 1983) и Су-27 (эксплуатация с 1979). Созданные на основе этих требований МиГ 1.44 (в серии должен был называться МиГ-35; первый полет в 2000 году) и Су-47 (первый полет в 1997) не были доведены до серийного производства из-за высокой стоимости проектов.