Облегчить, нельзя вылечить
Рассказываем об эффективности (и бесполезности) плацебо
Редкий эксперимент с людьми или животными обойдется без контрольной группы: той, с которой экспериментаторы либо вообще ничего не делают, либо дают пустое лечение — плацебо. Физиологически плацебо ничего не делает, но эффект от него быть может, причем очень заметный: облегчает состояние пациентов с хроническими болями, выводит некоторые психические расстройства в ремиссию, и даже может вызвать эффект приема некоторых психоактивных веществ. О феномене плацебо мы уже подробно рассказывали в материале «Обмани меня, если сможешь». А теперь давайте посмотрим, как и когда плацебо действительно может быть эффективным.
Перед тем, как допустить в лечебную практику новый препарат или терапию, их тестируют. Это долго и сложно: например, новый медикаментозный препарат сначала проверяют «в пробирке» (in vitro), затем — на лабораторных животных, а уже потом — на человеке. На некоторых этапах приходится возиться с бумагами, выступать перед этическими комитетами, писать научные статьи.
Проверяя эффективность уже на живом организме, нужно выяснить: не смертельно ли лечение, к каким побочным эффектам оно может привести (и можно ли от них безболезненно избавиться), а также — не объясняется ли его действие какими-то другими факторами. Оценить последнее помогает плацебо — таблетка-пустышка, физраствор, «пустая» электростимуляция и все, что имитирует лечение, но не приводит ни к каким изменениям в патофизиологии.
Иногда получается так, что эта имитация приводит к неожиданным результатам, которые сигнализируют ученым о том, что с разрабатываемой ими терапией что-то не так. Проще говоря, иногда плацебо работает — и не хуже (а может и лучше), чем активный препарат: у пациентов с хроническими болями на время пропадает боль, пациенты с депрессией чувствуют себя лучше, а вечно жалующиеся на мигрень возвращаются к привычной жизни.
Стоит сразу же уточнить, что само по себе плацебо ничего не делает (на то оно и плацебо): у пустышки нет прямого действия на патофизиологию заболевания или расстройства. Его работа полностью объясняется «эффектом плацебо», и максимум, что он может сделать — это облегчить какие-либо симптомы или, в случае с эффектом ноцебо, наоборот, — вызвать их.
Почему это работает
Природа эффекта плацебо до сих пор известна не до конца. Понятно, что эффект точно не сводится к одному простому биологическому или психологическому механизму, а имеет комплексное обоснование — к примеру, один из самых авторитетных исследователей плацебо Тед Капчук (Ted Kapchuk) из Гарвардского университета называет эффект плацебо биопсихосоциальным.
Несколько лет назад, к примеру, ученые выяснили, что облегчение хронических болей после приема плацебо можно предсказать по активности средней лобной извилины в правом полушарии человека — точно так же, как и обезболивающее действие антидепрессанта дуоксетина. То есть какой-то биологический компонент у эффекта есть.
Что касается других факторов, то тут, с одной стороны, работают ожидания пациента от получаемого лечения: если он видит, что его пытаются вылечить, то сработает даже пустышка, причем иногда даже в том случае, если он знает, что это пустышка (но об этом позже). С другой стороны, эффект плацебо считается проявлением условного рефлекса на внимание врачей: лечение помогает, даже если лекарство ненастоящее.
Пустышка от боли и депрессии
За годы исследований эффекта плацебо был выделен ряд заболеваний и расстройств, против симптомов которых пустышки могут помочь. Так, эффект плацебо хорошо проявляет себя против хронических болей — иногда работая не хуже классических обезболивающих. Отчасти это объясняется тем, что боль — это ощущение, а потому поддается не только физиологическим, но и психологическим манипуляциям.
При этом существование физиологического эффекта плацебо-обезболивания подтверждено, есть описания его механизма. Например, исследования показывают, что обезболивающий эффект плацебо снижается, если дать пациенту налоксон — вещество, которое блокирует действие опиоидов: диазепама, морфина, героина. Налоксон это антагонист опиоидных рецепторов нервной системы, он связывается с ними и не пускает к рецептору опиоиды. И хотя «пустышке» с опиоидными рецепторами связываться нечем, и, следовательно налоксон ничему не мешает, он, тем не менее, мешает этому ничему снять боль пациента.