Когда машины научатся слушать музыку
История о том, как симфонический оркестр уместился в ноутбуке, а музыка перестала нуждаться в композиторе (но это не точно).
Не так давно в интернете появилась огромная база неизвестных песен легендарных музыкантов и групп – от Элвиса Пресли и Фрэнка Синатры до The Ramones и Луи Армстронга.
В ней более семи тысяч (!) композиций. Звучат они так себе – как из хриплого динамика, но все равно это восторг: забытые архивы где-то нашлись, фанаты плачут от счастья.
На самом деле все гораздо проще (или сложнее) – каждый трек в этой фонотеке от начала и до конца сгенерирован нейросетью. Компьютер подделал инструментал, тексты, вокал. Вся база «вновь обретенных» композиций была создана в прошлом году с помощью программы Jukebox от лаборатории OpenAI.
Очевидно, что особенно сильно на музыкальную индустрию в последние годы повлияла диджитализация. Если раньше для создания любой композиции необходимо было садиться за громоздкое пианино или стирать пальцы о струны, сейчас достаточно взять в руки гаджет и скачать нужный софт (порой бесплатный). Сегодня инструментальная часть трека в любом музыкальном жанре – от олдскульного панк-рока до мейнстримного хип-хопа – легко создается в приложении. Естественно, физические инструменты пока никуда не делись – на студиях у саунд-продюсеров есть и аналоговые синтезаторы, и электрогитары, и ударные, но по большому счету можно обойтись и без них.
Значит ли это, что теперь порог вхождения в профессию музыканта и композитора стал ниже? Возможно, но мнения на этот счет разные. Саунд-продюсер Егор Сесарев (делает аранжировки большим российским артистам, в числе которых его наставник по шоу «Голос» Дима Билан) уверен, что современному музыканту не обязательно мастерски владеть инструментами, чтобы создавать качественный продукт. «Я весьма посредственно владею гитарой и басом, еще хуже – клавишными и барабанами, – признается Егор. – Зато я профессионально редактирую свою плохую игру в программе Pro Tools, поэтому об этом факте никто никогда, кроме вас, не узнает. Музыкальное образование, безусловно, расширяет границы сочинительства, исполнения и дает прочный фундамент для творческих поисков. Но чтобы сделать хороший трэп-бит или хаус-ремикс, который может взять «Грэмми», достаточно ноутбука и наушников, как доказал нам Imanbek».
Об отсутствии академического бэкграунда рассказывает и White Punk, музыкант и битмейкер, который делает продакшен не только себе, но и коллегам: «Я всегда мечтал о высшем музыкальном образовании, но, увы, не получилось. Мои близкие не поддерживали мое увлечение, говоря, что это пустая трата времени, ведь «мы обычные люди». В итоге я могу играть практически на всем, но это не так просто, ведь мое владение сольфеджио оставляет желать лучшего. Я всегда играю так, как чувствую, но в планах – получить второе высшее, которое будет, наконец, связано с моей профессией».
В свою очередь, битмейкер и продюсер Pretty Scream, который сотрудничает с популярными рэперами от Soda Luv и Mayot до Boulevard Depo и Big Baby Tape, не видит большой необходимости в музыкальном образовании (простите, Лариса Долина). «Я окончил музыкальную школу по классу аккордеона, правда, с тех пор не особо брал его в руки, – рассказывает он. – Во времена классиков, чтобы написать музыку, нужно было уметь пользоваться нотной записью, что уже сложно. Сейчас в одной программе умещается все: нотный стан, микшер, эффекты, синтезаторы, ударные – вообще все. Думаю, на такой аналоговый комплект даже лет 40 назад нужно было потратить десятки тысяч долларов. Сейчас почти каждый может скачать Fruity Loops (программа для работы с музыкой. – Прим. GQ) и сразу получить все эти инструменты. Останется только научиться ими пользоваться».