Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы
Метарегионы — это общность потребителей, находящихся в разных странах, но объединенных схожими ценностями и покупательским поведением. Она не вписывается в политические границы государств. При этом для формирования бизнес-стратегии ориентация на метарегионы может дать больше, чем ориентация на страны.
Бизнес в стиле «халяль»
Самый понятный пример метарегиона — исламский мир. Он не ограничен какими-то конкретными странами и включает всех мусульман в мире: около 2 млрд человек, проживающих на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Юго-Восточной Азии, Западной Европе, Индии и США. Россия также является частью этого метарегиона: здесь проживает, по разным оценкам, до 25–30 млн мусульман, что сопоставимо с населением Саудовской Аравии.
Мусульмане всего мира, безотносительно страны проживания, придерживаются правил халяльного потребления. Халяль переводится с арабского как «разрешенный» и обозначает товары и услуги, соответствующие канонам ислама. Статус «халяль» можно получить только после сертификации независимыми местными организациями.
Общий размер исламской экономики — объем потребления в исламском мире — составляет примерно $2,9 трлн, а к 2024 достигнет $3,7 трлн. Если бы исламский мир был одной страной, он входил бы в десятку крупнейших экономик мира. В исламской экономике выделяют шесть сегментов: еду, одежду, медиа, туризм, фармацевтику и косметику. Самым крупным является рынок халяльных продуктов питания и напитков: по итогам 2020 года его объем достиг $1,9 трлн. В нем самый большой сегмент — рынок мяса и птицы. Он составляет около 30% всего рынка халяльных продуктов питания.
Сегодня крупные холдинги («Мираторг», «Дамате», «САФА», «Хаме Фудс» и другие) активно экспортируют из России куриную продукцию халяль. Однако в нише говядины, баранины и козлятины крупных игроков нет — требования к убою и переработке мясной продукции очень строгие, поэтому организовать производство, где, например, нет «соседства» со свининой, проще небольшим компаниям. Это перспективная ниша, где пока нет российских брендов.
Одежда для мусульман, которую часто обозначают как modest fashion («благопристойная мода») также востребована вне зависимости от географических границ. Глобальный рынок составляет более $350 млрд. В России есть десяток брендов, которые работают в этом сегменте. Среди наиболее крупных — Firdaws, Arapkhanovi, Araida и другие. Например, российский производитель женской одежды «халяль» Asmaraïa успешно продает свои товары во многих странах Ближнего Востока. Одежду марки носят члены королевской семьи ОАЭ.