«Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении
Издание The Markup изучило 47 фирм, которые собирают данные о геолокации пользователей, и рассказало, как информация попадает в сеть, где она продаётся и кто её покупает.
В 2021-м мировая индустрия по продаже данных о местоположении граждан оценивается примерно в $12 млрд, а её участники конкурируют по объёмам и точности предоставляемой информации.
Многие компании клянутся, что неприкосновенность частной жизни стоит для них на первом месте и они не продают сведения, которая позволит выйти на определённого человека. Однако исследователи, изучающие анонимные сведения геолокации, говорят об обратном.
The Markup рассмотрело компании, которые располагают аналитикой около 1,9 млрд устройств и имеют доступ к информации сотен миллионов человек. Предположительно, у шести из них на контроле находится 1 млрд устройств, а как минимум четыре считают, что предоставляют самую точные данные на рынке.
Например, Near позиционирует себя как «крупнейшая в мире база данных о поведении людей в реальных условиях» и оперирует сведениями о 1,6 млрд людей из 44 стран. Другая фирма заявляет, что каждый месяц добывает информацию о более 25% взрослого населения США.
Собирающая сведения о геопозиции через приложения X-Mode в 2020-м отслеживала мусульманские сервисы для молитв и продавала информацию военным. В том же году The Wall Street Journal сообщило, что фирма Venntel продавала данные пользователей федеральным агентствам иммиграционного контроля.
Правда в том, что почти невозможно узнать, каким образом утекают сведения о передвижениях людей. Компании редко выдают приложения, через которые собирают информацию, а также не раскрывают, из чего она состоит и как широко может распространяться.
Как мобильные данные попадают в сеть
В большинстве случаев пользователи самостоятельно запускают механизм по сливу, открывая доступ к своему местоположению тому или иному приложению. Например, чтобы оно подсказывало дорогу, рассказывало о погоде или скидках в ближайших магазинах. Стриминговые сервисы учитывают геоданные пользователей, чтобы убедиться, что те или иные шоу разрешены к показу в их стране.
Кроме того, компании могут покупать информацию о том, где находится человек, чтобы сопоставлять их с другими источниками. Риэлтерское конторы, хедж-фонды и предприятия розничной торговли используют её для аналитики, разработки инвестиционной стратегии или маркетинговой кампании.
По словам научного сотрудника Международного института компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли Сержа Эгельмана, довольно трудно сказать, какие приложения используют сведения в своих функциональных целях, а какие — для монетизации.
Некоторые из рассмотренных компаний, например Adsquare и Cuebiq, не распространяются о том, через какие приложения они получают информацию о геопозиции — ради сохранения конкурентного преимущества. Тем не менее они утверждают, что процесс этот прозрачный, а люди дают согласие на использование данных.