Мобильные данные
Сегодня мы заливаем в машину не только топливо, но и гигабайты информации. С чего все начиналось и чем это может быть опасно?
От брелока до айфона
Лет 30 назад жизнь российского автовладельца была устроена сложнее. Замок двери он открывал одним ключом, запускал двигатель — другим. Опасаясь угона, он носил в кармане еще и дополнительную связку ключей — от блокираторов коробки передач и педалей. На руле защелкивался «костыль», а магнитолу приходилось запирать в бардачке или уносить с собой, как борсетку, — чтобы не вытащили. Чуть позже произошла маленькая революция: хозяева авто с сигнализацией стали открывать замки дверей одним нажатием на кнопочку брелока, на котором со временем появился экранчик со схематичной картинкой: он докладывал, какую именно дверь машины пытаются вскрыть хулиганы, чтобы потом спилить замок бардачка и уйти с магнитофоном. Самые дорогие сигнализации позволяли запускать двигатель, сидя на кухне за завтраком, — чтобы в холодное время года прогревать машину заранее. Вся эта система работала на основе радиосигналов, и о большем, казалось, можно было и не мечтать.
Сейчас все вышеописанные задачи, как и многие другие, решает новое, усовершенствованное поколение дистанционных коммуникаций с автомобилями — телематика. Само слово télématique впервые появилось в докладе L’informatisation de la Société, опубликованном во Франции в далеком 1977‑м. Работа была посвящена влиянию технологий на общество и рассказывала о средствах передачи информации с помощью телекоммуникаций. Сегодня за этим термином стоят все виды удаленного управления системами автомобиля, и разделить их можно условно на два типа: коммерческие и пользовательские. С последних и начнем.
Когда стало очевидно, что автовладельцы только рады управлять автомобилем с брелока, производители решили: зачем отдавать этот кусок пирога автосервисам и тюнинг-салонам, если можно все делать самим? Есть спрос — значит, будет и техническое решение: с появлением смартфонов отпала необходимость в радиобрелоке с экранчиком и десятью мелодиями на выбор. Технологии совершенствовались, оборудование дешевело — и вот уже функции, которые были привилегией исключительно дорогих авто, стали появляться и у бюджетных моделей. Так, на новой итерации популярного в России кроссовера Hyundai Creta сегодня установлена система Bluelink — та самая телематика с соответствующим набором функций. И получается, что автомобили теперь, как и их владельцы, без интернета практически никуда.