Казуистика банкротств: главные цифры, дело и афера 2018 года
Уходящий год ознаменовался знаковыми событиями, которые могут означать перелом в банкротном судопроизводстве
Уходящий 2018 год можно назвать годом ответственности в делах о банкротстве (в первую очередь, именно ответственности субсидиарной). Предпосылки к этому были заложены в 2017 году, когда в закон о банкротстве была введена глава «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», подробно описывающая порядок привлечения к ответственности. В декабре 2017 года Верховный суд принял постановление, посвященное этому вопросу.
И хотя в первом пункте постановления указано, что «привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов», этот механизм стал применяться все чаще и чаще. Так, за 9 месяцев 2018 года объем субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию, составил, без учета дел о банкротстве кредитных организаций, 147 млрд рублей (для сравнения, за два предыдущих года — с 1 октября 2015 по 31 декабря 2017 года — размер взысканной субсидиарной ответственности составил 177 млрд рублей). К этому мы смело можем добавить и заявленные требования о субсидиарной ответственности по Внешпромбанку, который по размеру превышают совокупность всех небанковских требований за три четверти 2018 года.
Конечно массовость заявлений о привлечении к ответственности может привести к размыванию ее «исключительности», и обязательства по возврату долгов будут возлагать на контролирующих лиц банкрота не за их субъективные действия, а за объективные предпосылки банкротства. Тем не менее, очевидно, что теперь уйти от ответственности по долгам компании ее собственникам становится все сложнее, а у кредиторов появляется шанс на возврат долгов.
Какие кейсы стали самыми знаковыми в 2018 году?
Цифры года — 219 и 282 млрд рублей
Суммы в 219 млрд и 282 млрд рублей истцы намерены взыскать в Арбитражном суде города Москвы с руководства Внешпромбанка и Промсвязьбанка соответственно. В первом случае речь идет о субсидиарной ответственности бывших контролирующих лиц Внешпромбанка. Требование предъявлено к 18 ответчикам, в том числе к бывшему президенту и одной из совладелиц Внешпромбанка Ларисе Маркус и бывшему вице-президенту кредитной организации Екатерине Глушаковой. Согласно иску, в период с 1 марта 2014 года до даты отзыва лицензии 14 марта 2016 года контролирующие банк лица совершали действия по предоставлению кредитов техническим юридическим лицам, формированию технической ссудной задолженности физлиц, неправомерному списанию денежных средств со счетов клиентов банка, а также не предпринимали меры по предупреждению банкротства банка при наличии соответствующих для того оснований.