Научим детей с нами расставаться
Самостоятельности можно учиться и в два года, и в десять, и в двадцать лет, напоминают наши эксперты. Воспитывая ребенка, мы постепенно, шаг за шагом помогаем ему обрести уверенность в себе, которая ему необходима, чтобы выйти из родного дома и вступить в свою жизнь.
Основные идеи
- Первое расставание: новорожденному, чтобы чувствовать себя в безопасности, нужны ласковые прикосновения родителей, нежные слова.
- Шаг за шагом: с каждым этапом взросления он отдаляется от родителей все больше, чтобы со временем стать самостоятельной личностью.
- В свою жизнь: ребенок будет готов покинуть родительский кров, если ему доверяли и постепенно учили справляться с трудностями.
Многим родителям нелегко принять мысль о том, что их дети рано или поздно должны их покинуть, вылететь из семейного гнезда. Сама идея может казаться противоестественной – воспитывать в ребенке самостоятельность для того, чтобы ему было легче от нас уйти! Привычна другая ситуация, когда 25–30-летние мужчины и женщины все еще продолжают «жить с родителями». Проблема, конечно, не в том, что взрослые дети остаются в родительском доме (стоимость аренды квартиры зачастую превышает их зарплату), а в их нежелании совершать самостоятельные шаги. Вполне способные к самостоятельной жизни, они упорно отказываются расставаться с родителями. Ориентируются на их мнение и постоянно ссорятся, добиваются их одобрения и боятся огорчить. Они не стремятся создавать свою семью, словно находясь в затянувшемся ожидании. Почему это происходит? Было бы ошибкой полностью перекладывать ответственность на детей, объясняя их инфантильность отсутствием силы воли или бесхарактерностью. На самом деле, и это подтверждают наши эксперты, неспособность вовремя уйти из родительского дома связана не с врожденными задатками, а исключительно с воспитанием. Такое поведение говорит о том, что человек не освоил два важных навыка, необходимых для самостоятельной жизни. Не научился переносить расставания и не приобрел практических умений, которые необходимы, чтобы самому справляться со взрослой жизнью.
Наши эксперты
- Татьяна Бедник, детский психотерапевт
- Марина Арутюнян, психоаналитик
- Галина Гусева, психоаналитический психотерапевт
Груз бессознательного
Наши чувства по отношению к детям возникают еще до их рождения. Вопреки стереотипам, у беременной женщины в ожидании ребенка возникают не только положительные эмоции. Понимая, что она уже никогда не сможет вернуться в прежнее, беспечное состояние, женщина непроизвольно испытывает противоречивые чувства – не только нежность и радость, но и страх и гнев. Признать это очень непросто, и она «забывает» негативные переживания, вытесняя их в бессознательное. Но с появлением ребенка эта смесь чувств (осознанных и нет) проявляется в мельчайших оттенках взаимодействий между матерью и младенцем – в том, как она держит его на руках, с какой интонацией с ним разговаривает... Именно так сын или дочь «узнают» об истинных переживаниях и ожиданиях матери: «ты мое сокровище» или «ты мне мешаешь», «ты испортил мне жизнь». И позже воспитание вряд ли сможет сделать самостоятельным ребенка, который будет чувствовать бессознательное послание матери «без тебя я просто умру». Или, стараясь «заслужить» любовь отвергающей его матери, он так и не сможет ее покинуть. А. Ф.
Глубинный страх
Молодые люди, которые в процессе психотерапии пытаются понять, почему они не решаются покинуть своих родителей, часто обнаруживают скрытые причины такого поведения. Нередко оказывается, что в основе их нерешительности – тревога, которую они всякий раз испытывают (и всегда испытывали), когда им приходится пережить расставание с родителями. Не странно ли это? Ведь речь идет о прощании с детством – а для некоторых оно становится невыносимым. Родители стараются поддержать, успокоить детей, напоминая: «Мы всегда будем рядом», «Ты сможешь приезжать в любое время». И все же речь идет о самом настоящем расставании. Эта ситуация возвращает ко всем прошлым разлукам, напоминая о самых болезненных переживаниях, связанных с ними. А их было немало, потому что развитие ребенка состоит из длинной череды расставаний, и часто – двойных расставаний. Ведь на каждом этапе взросления ребенок должен не только «покинуть» себя прежнего, но и еще на шаг отдалиться от своих родителей, постепенно становясь самостоятельным, непохожим на них человеком.
Им предстоит учиться переживать расставания и освоить все необходимое для того, чтобы справляться со взрослой жизнью.
Чувства, которые ребенок испытывает в моменты разлуки с матерью, напоминают наши эксперты, связаны с типом привязанности между ними. Лишь «безопасная привязанность», отношения, при которых сын или дочь уверены в том, что мама вернется, и потому, немного погоревав, легко возвращаются к своим занятиям, позволяют при расставании не испытывать сильного страха и тревоги. Опыт разлуки – нелегкая задача для всех: и для родителей, которым необходимо поддерживать происходящие изменения, не выказывая чрезмерной обеспокоенности, и для ребенка, которому важно чувствовать, что, несмотря на все метаморфозы, он остается самим собой.