«Катастрофа была не за горами». Как исследователи и псевдоученые искали эликсир вечной жизни
В книге «Цена бессмертия. Гонка за последней мечтой человечества» Питер Уорд рассказывает о том, как попытка найти «эликсир жизни» привела к развитию технологий и расцвету науки и одновременно привлекла огромное количество псевдоученых, мошенников и религиозных фанатиков, желающих извлечь из гонки за бессмертием личную выгоду. С разрешения издательства АСТ «Сноб» публикует отрывок
Майк Дарвин — своего рода вундеркинд в индустрии крионики. На протяжении десятилетий своей карьеры он был свидетелем ключевых событий периода ее формирования и даже пересекался с Бобом Нельсоном до того, как пионер крионики был записан в мошенники. Дарвин предложил новый подход к крионированию мертвых людей — научный, поощряющий осторожность и последовательность в открытиях, но в итоге оказался в тюрьме, был обвинен в убийстве и со всей концепцией крионики попал под суд.
Дарвин родился в Индиане в 1955 году и получил имя Майк Федорович (фамилию Дарвин он взял для своей работы в крионике). Его детство было счастливым и стабильным, он рос в любящей семье. Однако его ранние годы были омрачены травмирующим столкновением со смертью. Когда ему было около семи лет, Дарвин пошел к своей двоюродной сестре по материнской линии Рэй Рорман, которая жила в нескольких минутах ходьбы от его дома. То, что он там увидел, определило всю его дальнейшую жизнь. Рорман внезапно умерла от осложнений диабета, и, войдя в дом, юный Дарвин нашел ее примерно через неделю после смерти в состоянии глубокого разложения. Это внезапное и драматическое знакомство со смертью, без смягчающей обстановки больницы или морга, оказало глубокое влияние на маленького ребенка. Вскоре он поставил перед собой жизненную задачу «остановить разложение» и «предотвратить смерть».
Амбиции Дарвина укрепились, когда в 1965 году на чердаке заброшенного дома он нашел коробку с научно-фантастическими романами серии Асе D. Эти книги оказали на него глубокое влияние, больше всех «Механический монарх» Э. К. Табба, в которой выброшенный на берег астронавт в замороженном состоянии в течение двухсот лет путешествует в космосе, а затем его оживляют в медицинском центре на Марсе.
Он начал экспериментировать со способами прерывания и возобновления жизни путем охлаждения и замораживания. В 1967 году, когда ему было около двенадцати лет, он попробовал заморозить растения и животных. В следующем году он занял первое место на местной научной ярмарке с проектом «Анабиоз у растений и животных» и вышел в региональный финал. Дарвин был одним из самых юных участников, но из-за ошибки в регистрации он не смог получить приз, однако конкурс все равно оказал огромное влияние на его жизнь. Один из судей спросил, видел ли он новости из Калифорнии: человека, умершего от рака, подвергли заморозке, чтобы впоследствии оживить. Судья имел в виду опыт Боба Нельсона с Джеймсом Бедфордом. Сначала Дарвин не поверил: из своих исследований он знал, что невозможно заморозить даже мышь или человеческий орган, не говоря уже о целом человеке. На следующий день судья принес на ярмарку вырезку из газеты, в которой подробно описывалась попытка криоконсервации.
Дарвин прочитал все, что смог найти, о подвиге Нельсона и стал одержим крионикой. Он связался со всеми крионическими организациями, которые нашел, и вступил в ближайшую из них в «Общество крионики Нью-Йорка» (CSNM), которым руководили Кертис Хендерсон и Сол Кент. В тринадцать лет он стал ассоциированным членом, а через два года записался на криоконсервацию. В подростковом возрасте он стриг газоны и убирал дворы, чтобы иметь возможность купить оборудование для крионики, и поддерживал постоянный контакт с самыми известными людьми в зарождающейся области, донимая письмами Сола Кента, Кертиса Хендерсона и Боба Нельсона.