Каршеринг берет разгон
Четыре вопроса о перспективах сервиса аренды автомобилей в России
Aналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из наиболее динамичных и перспективных в мире. РБК разобрался, что это значит для пользователей этих сервисов и других жителей города.
Москва является одним из наиболее быстроразвивающихся рынков каршеринга в мире по количеству пользователей. Об этом говорится в исследовании JPMorgan, вышедшем 20 сентября (копия есть у РБК).
В столице сконцентрировано около 85% российского автопарка каршеринга. На один каршеринговый автомобиль приходится 1082 москвича (JPMorgan опирается на данные, озвученные правительством города в середине сентября). С начала года пользователи сервиса краткосрочной аренды автомобилей совершили более 12 млн поездок, что более чем в два раза превышает показатель за весь 2017 год (6,5 млн поездок). В столице работает 15 компаний краткосрочной аренды, чей автопарк в сумме составляет около 11,5 тыс. машин, а количество поездок превышает 60 тыс. в день.
В исследовании JPMorgan указывает, что московское правительство ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тыс. машин. В этом случае на каждый автомобиль будет приходиться примерно 500 жителей, что будет сопоставимо с показателями лидеров в этой сфере — Торонто (один автомобиль на 498 жителей, по оценке на конец второго квартала 2017 года), Мадрида (500), Штутгарта (515) и Нью-Йорка (525).
Почему московский рынок растет быстрее других
По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, быстрый рост рынка каршеринга в Москве обусловлен тем, что он происходит от «нулевой базы». «Для такого города, как Москва, изначально не предназначенного для большого транспортного потока, разгрузка дорог является стратегической задачей. Одно из решений такой задачи — это сделать владение личным автомобилем слишком дорогим, поэтому популярность каршеринга подскочила после того, как была введена платная парковка», — указал Блинкин.
Власти Москвы ввели платную парковку в 2013 году. В том же году в России появился первый сервис каршеринга — Anytime, но по-настоящему рынок стал развиваться осенью 2015 года, когда при поддержке столичных властей был запущен проект «Московский каршеринг», в рамках которого компании смогли приобретать льготные разрешения на парковку в столице. Сейчас цена такого разрешения для владельцев сервисов составляет 24 тыс. руб. в год для одной машины, пояснил представитель «Яндекс.Драйв». При этом для пользователей сервисов парковка бесплатна.
Сооснователь компании «Каршеринг» (бренд BelkaCar) Екатерина Макарова также добавила, что быстрому развитию культуры каршеринга способствует высокая численность населения в совокупности с высокой плотностью, а также тот факт, что изначально процент людей с правами и навыком вождения автомобиля был немаленьким.