До развода был один Табаков, после — будто другой

Караван историйЗнаменитости

Юлия Косарева. Мой друг Лелик

Новость о разводе знаменитой актерской пары моментально облетела если не всю Москву, то театральную - точно. Удивительно, но первым Крыловой позвонил Ефремов. Спросил: "Люська, это правда, что вы разошлись с Табаковым?" Она подтвердила. "Значит, я на тебе женюсь!"

Записала Виктория Катаева

Фото: Global Look Press

В сентябре 1950 года я сама, по собственному желанию пришла в наш саратовский Дворец пионеров: читала стихи, танцевала, выступала на елках. В то время детская театральная студия при Дворце набирала ребят. Руководителем была Наталья Иосифовна Сухостав. Меня приняли. Если б не эта студия, неизвестно, как сложилась бы вся моя жизнь.

В первый же день вечером после занятий иду по коридору. Свет потушен. Вдруг из темноты выскакивают двое мальчишек и давай кричать, пугать. Такое случалось еще не раз. Но я их не боялась — увертывалась и убегала. А вскоре мы подружились. Одним был Олег Табаков — я его потом называла Лелик. Вторым — Славка Нефедов. Я тогда училась в седьмом классе, Олег — в восьмом.

Репетиции в студии обычно заканчивались поздно. Домой надо было ехать на трамвае, а он ходил очень редко. И Лелик со Славкой провожали меня. Моя мама угощала их чаем и своими фирменными пирогами с пасленом. Олег потом всю жизнь их вспоминал с восторгом.

Дружба с Табаковым продолжалась шестьдесят восемь лет. То есть три четверти жизни мы были друзьями. До самой его кончины. Я выросла с этим человеком. Спустя годы в компаниях Табаков любил вспоминать о том, как тискал меня и пугал в седьмом классе. «Тискать» — его слово. В последний раз на юбилее «Табакерки» во время банкета при мне рассказывал об этом Андрею Вознесенскому.

Еще веселее было на моем пятидесятипятилетии. Лелик, произнося тост, спросил:

— Юлька, а ведь жалеешь, наверное, что замуж за меня не вышла?

— Конечно! Это огромная потеря.

Некоторые гости, не посвященные в наши взаимоотношения, приняли этот шутливый диалог всерьез. Потом интересовались: почему же все-таки я за него не вышла? В этом весь Олег. Он не только обладал великолепным чувством юмора, но и был выдающимся артистом, оттого все, что говорил, воспринималось в разы интереснее. И мне приходилось объяснять, что замуж за Лелика я никогда не собиралась — да он и не предлагал. Наши отношения можно назвать дружбой очень любящих друг друга родственников.

Олег окончил в Саратове школу, отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Я тоже хотела стать артисткой. Когда Табаков приехал на зимние каникулы и пришел к нам в гости, начал рассказывать о своей учебе и стал уговаривать маму тоже отпустить меня в столицу. Она очень любила Лелика, выделяла его из всех моих друзей — и мальчишек, и девчонок. Табаков обладал удивительным красноречием, мог убедить любого. И конечно, он ее уговорил. Поклялся, что глаз с меня не спустит: «Обещаю вам, с Юлькой ничего не случится, я буду все время рядом!» И свое обещание выполнил.

Сдав последний школьный экзамен, даже не пойдя на выпускной, я уехала поступать. Остановилась у папиного брата. Его семья жила в Нагатино. Сейчас это один из районов столицы, а тогда — у черта на задворках, от метро «Автозаводская» еще пилить и пилить на автобусе. Но для Лелика не существовало трудностей. Каждый день из своего общежития на Трифоновской, рядом с Рижским вокзалом, он приезжал ко мне. Мы готовили отрывки для поступления. Волновалась я жутко. И Лелик опекал меня до такой степени, что даже водил за руку на консультации. Мало того — старался развлечь. Ходили в кафе, в кино. Благодаря ему я узнала об удивительном скульпторе Степане Эрьзе, чьи работы в 1954 году выставлялись впервые: до этого его творчество было почти неизвестно.

В Саратове у меня осталась первая любовь — Миша, друг Олега. Он тоже собирался в Москву. Обещал, что явится следом за мной через неделю-другую. Но не приехал. Я успешно прошла два тура в ГИТИСе. Последний — третий — был уже в августе. И я отправилась домой. Счастливая, что пока все складывается удачно. Тем же вечером зашел Миша. Сообщил, что в столицу его не отпустили родители, и узнав о моих успехах, изрек, что мы должны расстаться, — у меня начинается новая жизнь в столице, он не хочет мешать. И удалился. Я — в слезы. Очень больно было.

И кто же меня спас? Конечно Лелик! Помогал готовиться к третьему туру. Зная о моих переживаниях, опекал по-прежнему, как и в Москве. Скорее всего, боялся, как бы я не осталась ради Миши в Саратове. Мы ходили в кино, ездили на Волгу — разводили костры, купались, а Табаков, который плавать не умел, загорал. В итоге сильно обгорел на солнце.

Лелик был старше на год. И когда я вслед за ним уехала в Москву поступать в театральный, очень меня опекал. Фото: из архива Ю. Косаревой

Вечером позвал прогуляться. Я иду впереди, Лелик тащится сзади — в подвернутых брюках, с обгорелыми ногами, с которых уже начала слезать кожа. Одну ногу подволакивает, стонет на всю улицу, слезы градом: «Я же тебя люблю, что ж меня бросаешь?!» Прохожие останавливались и меня стыдили. Особенно женщины. Ругали за то, что бросаю инвалида. Никто не сомневался, что парень на самом деле нездоров. Я и убегала от него, и уговаривала не паясничать, а он все не унимался: «Люди добрые, она меня, бедного, бросила!» Наконец смилостивился, прекратил придуриваться. Хохотали вместе. Я так была ему признательна за то, что находился рядом в это трудное время, без конца тормошил. Благодаря ему мне удалось выползти из своих сердечных страданий.

В августе я уехала в Москву на третий тур. Олег остался в Саратове. Звонила маме с переговорного пункта — она бегала на почту, где был междугородный телефон. Домашних ни у кого из нас не было, и Табаков часто заглядывал к маме — узнать, как дела у Юльки. И вот я поступила. В тот же день получила телеграмму от Лелика: «Поздравляем! Радуемся! Любим!»

Когда началась учеба, жили на Трифоновке — и я, и Олег. Это были довоенные двухэтажные бараки, переоборудованные в общежития. Обитали там студенты ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, консерватории и «Гнесинки» — в общем, практически вся творческая студенческая Москва. Условия — те еще. Крыша текла, стены тоже. В дождливую погоду деревянный пол впитывал воду и потом, когда по нему ходили, еще долго издавал чавкающие звуки. Однажды в нашей комнате на первом этаже завелись лягушки. И квакали, между прочим! Так вместе с ними и жили какое-то время. Тех домов теперь уже нет.

Я жила в первом корпусе, а Лелик — в шестом. Вечером идет с занятий мимо нашего барака — свистит. Потом кричит: «Юлька, ты здесь?!» Ну обещал же маме присматривать! Я была для Олега, наверное, как младшая сестра. Жаловался кое на кого, хвастался, немножко пижоня, что, мол, и та в него влюблена, и эта... Мои однокурсницы тоже не были исключением. Не могу сказать, чтобы он выделял кого-то из своих тогдашних воздыхательниц. Ему нравился сам факт: его любят. Прямо купался в этом всеобщем обожании.

Наша дружба продолжалась шестьдесят восемь лет. Я выросла с Табаковым: мы познакомились еще детьми в Саратове. Фото: из архива Ю. Косаревой

А вот парни Табакова недолюбливали. Не раз доводилось слышать недовольный шепот в адрес Олега. Не вправе утверждать, но подозреваю, что в них говорила зависть. Слишком уж быстрыми были его взлет и успех! Олега сделали кино и театр «Современник». А началось все с «Шумного дня», который поставил великий режиссер Анатолий Эфрос. Двадцатипятилетний Лелик играл десятиклассника. И как играл!!! Мне кажется, это самая его эмоциональная роль за всю жизнь. Школьник Олежка Савин не оставил равнодушными зрителей. Фильм вышел в 1960 году. И тогда же зажглась звезда артиста Олега Табакова.

Школу-студию МХАТ он окончил в 1957-м. «Современник» только зарождался. Все, кто принимал участие в его создании, работали в разных труппах, Олег — в Театре имени Станиславского. В «Современнике» репетировали по ночам. Размещался он в Школе-студии МХАТ. Выпустили спектакль «Вечно живые». Табаков был занят в небольшой роли.

Пока Лелик искал свое место под солнцем, я замуж выскочила за однокурсника. Выпускалась из ГИТИСа с двумя спектаклями: в «Фабричной девчонке» у меня была заглавная роль, а в «Талантах и поклонниках» играла мать Негиной. Табаков пришел на просмотр. Наконец дождалась от него похвалы. Сказал: «Видно, что с удовольствием играла, я люблю, когда с удовольствием. Чтобы человеку было радостно смотреть». Кстати, сам он, когда выпускался годом раньше, в Школе-студии МХАТ тоже играл в «Фабричной девчонке».

Табаков предложил мне показаться с отрывком из этого спектакля в «Современнике», и мы с мужем приехали. Но его, Ефремова и еще кого-то в тот день вызвали в комитет по культуре. Когда вернулись, Лелик сообщил, что их работу приостановили.

Олег сказал нам: «Подождите хотя бы три месяца, перебейтесь как-то, пока все не решится». Мы растерялись — окончили институт, семьсот восемьдесят рублей (у меня была Сталинская стипендия) уже не получаю. Ни в какие другие театры не показывались — ждали «Современник». На что жить? Через знакомого устроились в театр одного закрытого города и уехали из Москвы. Там получили квартиру. Через год приехали в столицу в отпуск, встретились с Олегом. Тот попросил моего мужа помочь перевезти вещи. Лелик снимал комнату, а теперь перебирался к невесте. Муж поехал. Когда вернулся, сообщил, что избранница Олега — Людмила Крылова, актриса, сыгравшая одну из трех главных ролей в «Сверстницах». Я очень обрадовалась: в фильме эта девушка мне понравилась больше всех — талантливая, красивая, маленькая, как куколка! На их свадьбу друзья Лелика притащили коробку из-под телевизора и предложили ему открыть. Табаков распаковывает, а из нее появляется Люся!

Женой Олега стала актриса Людмила Крылова, которую тогда всюду узнавали по двум фильмам — «Добровольцы» и «Сверстницы». Мне она очень нравилась, мы подружились. Фото: В. Будан/ТАСС

Крылову тогда повсюду узнавали по двум фильмам. В «Добровольцах» у Люси совсем небольшая роль. Но история ее героини, которая погибла, прыгая с парашютом, проходит через весь фильм: свою первую любовь вспоминает герой Петра Щербакова. Второй картиной, за которую ее полюбили, как я уже сказала, была вышедшая годом позже, в 1959-м, «Сверстницы».

И вот что я вам скажу: как бы Лелика ни любили женщины, но лишь одна его у себя в Москве прописала — Люся Крылова! Ее отец работал в крупнейшем издательстве «Правда». Получил на работе жилплощадь и отдал дочери. Можно смело говорить, что именно Людмила подарила столице нового москвича — Олега Табакова. До этого он мотался по съемным квартирам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова. Обыкновенное чудо Екатерина Климова. Обыкновенное чудо

Интервью с Екатериной Климовой

Караван историй
Детокс от регулятора. Можно ли из плохого банка сделать хороший Детокс от регулятора. Можно ли из плохого банка сделать хороший

ЦБ давно вынашивал идею создания банка плохих долгов

Forbes
Уходим в отрыв Уходим в отрыв

Самое время грамотно подготовиться к отдыху, чтобы не пережить нервный стресс

StarHit
Girl in Vogue: Миа Моретти Girl in Vogue: Миа Моретти

Американская модница рассказала Vogue о своем отношении к моде планах на лето

Vogue
Фрэнсис Макдорманд. Нестандартная Фрэнсис Макдорманд. Нестандартная

Когда-то она говорила, что режиссеры выбирают ее не "за", а "вопреки"

Караван историй
Хватка Трампа. Поможет ли ВТО Америке в торговой войне с Китаем Хватка Трампа. Поможет ли ВТО Америке в торговой войне с Китаем

Вашингтон и Пекин обмениваются угрозами ввести пошлины

Forbes
«Forever on vacation...» «Forever on vacation...»

История успеха Алессандры Амбросио

OK!
Танцующая с булавами: как одевается гимнастка Маргарита Мамун Танцующая с булавами: как одевается гимнастка Маргарита Мамун

Как одевается спортсменка Маргарита Мамун в обычной жизни

Cosmopolitan
Города берет: как массовый спорт развивает экономику регионов Города берет: как массовый спорт развивает экономику регионов

Соревнования по триатлону собирают все больше участников

Forbes
Соцсеть исправляется: как Facebook защитит данные пользователей Соцсеть исправляется: как Facebook защитит данные пользователей

Руководство Facebook решило ограничить объем данных пользователей

Forbes
Уроки стиля от супермоделей: как выглядеть круто, выходя за хлебом? Уроки стиля от супермоделей: как выглядеть круто, выходя за хлебом?

Читайте советы авторов блога Luxxy.com и выходите на стиле даже в магазин

Cosmopolitan
Хаски: Господин собака Хаски: Господин собака

Прошел год с тех пор, как Хаски назвали новой надеждой русского рэпа

СНОБ
Русский стиль в изгнании: как одеваются наши девушки в разных странах Русский стиль в изгнании: как одеваются наши девушки в разных странах

Что же такое русский стиль и как сохранить идентификацию вдали от родины

Cosmopolitan
БлизНяшки БлизНяшки

Kia Soul и SsangYong Tivoli

АвтоМир
На пути к миллиардам: как люди делали состояния в разные эпохи На пути к миллиардам: как люди делали состояния в разные эпохи

Тем не менее, списки богатейших людей истории составлялись неоднократно

Forbes
Тревожные кнопки Тревожные кнопки

Как защитить ребенка от бурлящих в интернете опасностей

Vogue
Пожар в Кемерово: хроника, основные версии случившегося Пожар в Кемерово: хроника, основные версии случившегося

26 марта в городе сгорел ТЦ «Зимняя вишня», погибли 64 человека

Esquire
Формирование Формирование

Работы Тараса Левко монолитные, цельные, без декора и других «глупостей»

Seasons of life
Москва заплатит: Украина разорвала программу экономического сотрудничества с Россией Москва заплатит: Украина разорвала программу экономического сотрудничества с Россией

Товарооборот между двумя странами сократился с 2013 по 2016 год в четыре раза

Forbes
Феникс против Годзиллы: в прокате “Тихоокеанский рубеж 2” и “Тебя никогда здесь не было” Феникс против Годзиллы: в прокате “Тихоокеанский рубеж 2” и “Тебя никогда здесь не было”

О новинках проката в кино

Esquire
Все тенденции сезона осень–зима 2018/2019, которые пора практиковать уже сейчас Все тенденции сезона осень–зима 2018/2019, которые пора практиковать уже сейчас

10 трендов, до вступления которых в законную силу ждать полгода не обязательно

GQ
Мама рядом Мама рядом

Актриса Елена Подкаминская о естественном родительстве

Домашний Очаг
Почему у магазинных помидоров «картонный» привкус? Почему у магазинных помидоров «картонный» привкус?

Современные магазинные помидоры не слишком вкусны

Популярная механика
Почему «Оскар» за лучший фильм должны взять «Три билборда» Почему «Оскар» за лучший фильм должны взять «Три билборда»

Главная интрига грядущего «Оскара»

Esquire
Образ героя: почему Дуров не отдает ФСБ ключи к переписке в Telegram Образ героя: почему Дуров не отдает ФСБ ключи к переписке в Telegram

Сможет ли мессенджер и сохранить приватность пользователей и избежать блокировки

Forbes
Каста неприкасаемая Каста неприкасаемая

Летиция Каста к сорока годам вышла за рамки условностей

Tatler
Класс на двоих Класс на двоих

Йога для неё и функциональная тренировка для него в одном комплексе

Yoga Journal
Новый гид гурмана Новый гид гурмана

Краткий гид по современной гастрономии

GQ
Эмилия Кларк Эмилия Кларк

Интервью с «матерью драконов», остроумной и сексуальной Эмилией Кларк

Playboy
Масло масляное Масло масляное

Насладиться вкусом, получить пользу

Лиза
Открыть в приложении