Корабль-бомба: история «морских камикадзе»
Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на низкую эффективность и крайне ограниченное применение. Мало кто задумывается о том, что корабли-бомбы существовали задолго до XX века – их знали еще древние греки, а пик использования подобного оружия пришелся на XVI–XVIII века, когда ни один морской бой не обходился без брандеров.
Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.
Пожалуй, самый известный прецедент, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором британский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду. Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но британцы нашли слабое место массивного флота — его неповоротливость и пробелы в организации. В итоге к финальному сражению при Гравелине английские пираты и легкие флотилии порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону сгрудившихся в кучу испанцев. Физического ущерба брандеры принесли немного, но вызвали страшную панику: чтобы избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.
В принципе, именно такую цель — посеять панику, поджечь пару кораблей, сломать строй — брандеры несли примерно с V века до н.э. В морских сражениях их активно использовали и в России: в Чесменском сражении против турок (1770) и даже раньше, при Гангуте — еще Петр I, создавая основу русского флота, обратил внимание на опыт применения брандеров в бою.
Был лишь один фактор, который позволил брандерам «прожить» в качестве оружия почти 2000 лет. Это материал кораблей — дерево. Как только в XIX веке военные корабли начали делать из железа, брандеры, казалось бы, потеряли актуальность раз и навсегда.
Технологии прошлого
С XIV и до начала XIX века брандеры существовали как выделенный класс кораблей, построенных специально для «суицидального» использования. Устройство брандера диктовалось его назначением: максимальная дешевизна и простота конструкции, скорость постройки, простота в управлении, продуманные места для расположения горючих и взрывчатых веществ. Брандеры строились одно- или двухпалубными и нередко имели минимальное вооружение — если путь до цели предстоял долгий и требовалось отстреливаться от других судов противника.
От обычного корабля брандер отличали некоторые детали. Например, ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, причем швартовка для надежности производилась не канатом, а цепью. Дверь позволяла команде покинуть корабль под прикрытием борта. У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу концом бикфордова шнура — моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его длина позволяла команде отойти на безопасное расстояние.
В зависимости от ситуации брандером можно было сделать практически любой корабль — в XIX веке, когда брандеры как класс уже не строились, в качестве бомб использовались ненужные корабли других типов. Обычно брали небольшой корабль, отслуживший свое — дряхлый, иногда с кое-как заделанными пробоинами, — либо просто корабль, эффективность которого в качестве брандера превышала его эффективность в качестве пушечного судна. Все ценное, в том числе вооружение, снимали, после чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Чаще всего использовали не военные корабли, а торговые, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.