Камил Гаджиев. ММА – это не Большой театр
Наблюдая за ажиотажем, шумом и скандалами, поднятыми вокруг смешанных единоборств в последние годы, мы, люди далёкие от спорта, никак не могли понять, что такое ММА. Зачем и на что существуют лиги, и по каким правилам проводятся бои? За ответами мы отправились к промоутеру Fight Nights Global, победителю Кубка мира по джиу-джитсу и чемпиону Москвы по боевому самбо Камилу Гаджиеву, который рассказал о заработках в ММА, рационе питания бойцов и превращении спорта в шоу-бизнес.
Я не слишком хорошо разбираюсь в организации боёв, поэтому давай для начала определим, что такое промоутер? Чем он занимается?
Если коротко, то это человек, который придумывает форматы интересные как зрителю в оффлайне, так и телевизионной аудитории, потому что мы активно сотрудничаем с каналами – ММА в последние годы вырос в большую индустрию...
А что является основой этой индустрии?
Герои. Медийные лица, живущие на экране, со своими идеями, высказываниями, спорами. Всем, что популярно в сети. Конечно, чисто спортивный контент тоже важен, однако уже далеко не так, как, скажем, пять лет назад, когда ролики с поединками выкладывали раз месяц. Сегодня жизнь идёт в ежедневном формате! Кто-то что-то сказал, у кого-то с кем-то возник спор… Идёт открытая онлайн-коммуникация между всеми участниками: бойцами, организаторами, тренерами, зрителями.
В какой момент вырос интерес к ММА? Совсем недавно о боях мало кто знал.
Я занимаюсь организацией боёв одиннадцать лет, но широкую популярность они приобрели года три назад. Одним из мощнейших толчков стало противостояние Конора Макгрегора и Хабиба Нурмагомедова. Его можно считать реперной точкой, когда об индустрии узнали все. После поединка Президент РФ встречался с Хабибом, это показывали по всем каналам, об этом писали, и практически не осталось людей, которые не слышали бы об ММА.
Этот скачок интереса был нашим местным или во всём мире?
Мы просто стали догонять Запад, где ММА давно является серьёзной дисциплиной. Хотя и на Западе происходил свой подъём, спровоцированный такими личностями как Макгрегор. Спорт стал частью шоу-бизнеса, а спортсмены – медийными звёздами, как актёры или музыканты.
Вероятно, важную роль сыграли скандалы, умело разыгранные Макгрегором?
Не думаю, что только они. Образ жизни бойцов стал публичным. Они перестали быть безликими спортсменами, превратившись для своих поклонников в ролевые модели. Всё, чем они занимаются, стало приобретать популярность. Это вылилось в десятки тысяч зрителей в залах, и миллионы – у экранов.
А сколько людей смотрят один матч?
Если это Фёдор Емельяненко, то просмотров в сети будет не меньше двадцати миллионов, если говорить о рядовых поединках, то три-пять миллионов. Ключевые бои на телевидении собирают по пять миллионов зрителей, как было недавно с Исмаиловым, дежурные – по полтора миллиона.
И кто эти люди?
Возрастной диапазон 18-35 лет, из них почти восемьдесят процентов – мужчины. Женщин значительно меньше. В основном, это жёны и подруги спортсменов и их фанатов. Но наша борьба за женские сердца продолжается. Мы конкурируем с другими форматами развлечений, и не всегда выигрываем только потому, что ММА всё-таки довольно жёсткий вид спорта.
Кто ваш ближайший спортивный конкурент?
С футболом и хоккеем мы пока не соревнуемся. Наш соперник, скорее, автогонки. Понятно, что на рейтинги «Голоса» или «Давай поженимся» мы не претендуем, но в целом, способны расширить свою аудиторию. Да и люди готовы делать выбор в нашу пользу.
Сколько в нашей стране бойцов ММА?
Думаю, профессионалов примерно полторы тысячи человек. Из них сто – достаточно узнаваемые, и человек пятнадцать – звёзды.