Утсон бросил в костер макеты и чертежи, не желая слышать о Сиднейской опере

Караван историйКультура

Театр из апельсиновых корок

Осенней ночью 1968 года на пустынном ютландском берегу архитектор развел костер и бросил в огонь макеты и чертежи. Утсон больше ничего не хотел слышать о Сиднейской опере!

Нина Белова

0:00 /
1027.809
Фото: P. Harrison/getty images

С тех пор минуло немало лет. Его жизнь давно протекала на других берегах, он нашел место, где можно отгородиться от мира, — на Майорке.

Архитектор сидел на террасе и просматривал почту: опять приглашение из Австралии. В 2000 году ему присвоили звание почетного доктора Сиднейского университета. Он не поехал. Три года спустя Утсона возвели в степень рыцаря ордена Австралии и презентовали ключи от Сиднея. Не полетел и в этот раз. Теперь вот в 2006-м звали на открытие западной колоннады с участием английской королевы. «Придется отказать и Ее Величеству», — усмехнулся Йорн. Он никогда не вернется в Австралию и не увидит свое детище достроенным. Эта работа сломала его карьеру и перекроила жизнь...

Футуристические очертания Сиднейского оперного театра давно стали одним из символов Зеленого континента. Каскад его вздымающихся белоснежных крыш вызывает самые разные ассоциации. Одни видят в них фантастические ангары для летающих тарелок, другие — шлемы испанских конкистадоров, кто-то — гигантские морские раковины или надутые ветром паруса. Сам же автор именовал эти белые гребни «оболочками» и утверждал, что собрал их из. . . апельсиновых корок!

Вдохновителем постройки оперного театра стал английский дирижер Юджин Гуссенс. В 1947 году он подписал трехгодичный контракт с Сиднейским симфоническим оркестром. Концерты приходилось давать в ратуше. «Позор для столь крупного города иметь для классических представлений лишь один крохотный зал на две с половиной тысячи зрителей! — возмущался Гуссенс в интервью местному радио. — Сиднею необходим свой Дом муз, которым вся Австралия могла бы гордиться».

Власти неожиданно поддержали идею, правда заявили, что не собираются ее финансировать. Премьер штата Новый Южный Уэльс, где находится Сидней, Джон Кэхилл предложил организовать постоянную лотерею: «Пусть азартные граждане отдадут свои деньги не жуликам на улице, а Фонду строительства оперного театра...» Жители раскупали билеты охотно — порой на пятьдесят тысяч долларов в неделю, и вскоре сумма, нужная для начала работ, была собрана.

Автором фантастического проекта с веером крыш, напоминающих крылья или паруса, оказался тридцативосьмилетний датчанин Йорн Утсон. Фото: B. Peake/rex/shutterstock/fotodom

Неугомонный Гуссенс бросился подыскивать место для будущего Дома муз и в итоге остановил выбор на живописном мысе Беннeлонг-Пойнт. Когда-то тут возвышался старинный форт Маккуори, теперь же — трамвайное депо. Рядом раскинулся арочный Харбор-Бридж, который горожане весьма не почтительно именовали «вешалкой». По мысли Юджина, металлический абрис моста мог служить эффектным задником для будущего театра. Предполагалось, что он будет состоять из двух частей: одна — для масштабных опер и концертов, другая, поменьше, — для камерных постановок, балета и драматических спектаклей. Все это следовало уместить на небольшом участке, с трех сторон окруженном заливом.

Объявили международный конкурс. Организаторы получили двести тридцать три заявки из двадцати восьми стран, но ни один вариант не устроил членов жюри. Как едко заметила французская писательница Франсуаза Фромоно в своей книге о Сиднейской опере: «Проекты смахивали на замаскированные фабрики для производства ширпотреба...»

В дни праздников и фестивалей крыша оперного театра превращается в экран для удивительных световых инсталляций. Фото: Kinson C. photography/getty images

Предание гласит: в один из дней 1957 года опоздавший к началу заседания председатель жюри — американский архитектор с финскими корнями Ээро Сааринен — был сильно навеселе. Попыхивая трубкой, он наугад выхватил из корзины с отвергнутыми комиссией проектами какой-то эскиз и увидел на нем начертанный тушью силуэт фантастического здания: над мощным фундаментом вздымался веер крыш, напоминающих крылья или паруса. «Господа! Вот она, Опера!» — воскликнул Ээро.

Фото: James D. morgan/getty images

Автором оказался тридцативосьмилетний датчанин Йорн Утсон. Имя это большинству присутствующих ни о чем не говорило. Однако пользующийся непререкаемым авторитетом Сааринен настоял, чтобы победу присудили именно скандинаву.

Йорн родился девятого апреля 1918 года в Копенгагене, но детство провел в городке Ольборге. Отец — военно-морской инженер Оге Утсон — служил там директором корабельной верфи, и мальчик дни напролет пропадал среди строящихся лодочных корпусов. Отец научил его ходить под парусом по проливу Эресунн, разделяющему Данию и Швецию, и морская стихия навсегда оставила в Йорне ощущение свободы, вдохновения и полета.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Виниченко: «Беременность случилась тогда, когда я была к ней готова» Ольга Виниченко: «Беременность случилась тогда, когда я была к ней готова»

Ольга Виниченко: «Это были слезы радости и абсолютного удивления»

Караван историй
Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Forbes
Гастрономическая пара Гастрономическая пара

Сытно или изысканно? «Вдова Клико» или «Западный склон»?

СНОБ
«Инстаграм» диктует: 7 главных бьюти-трендов сезона, которые стоит попробовать «Инстаграм» диктует: 7 главных бьюти-трендов сезона, которые стоит попробовать

Мы выбрали самые интересные бьюти-тенденции из «Инстаграма»

Cosmopolitan
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Land Rover Discovery 4: доверяй, но проверяй Land Rover Discovery 4: доверяй, но проверяй

Запас прочности Land Rover Discovery 4

АвтоМир
Оскароносный режиссер Асгар Фархади: «Еще до написания сценария я думал о Пенелопе Крус и Хавьере Бардеме» Оскароносный режиссер Асгар Фархади: «Еще до написания сценария я думал о Пенелопе Крус и Хавьере Бардеме»

Асгар Фархади — о своем новом фильме “Лабиринты прошлого”

Esquire
Что умеют роботы в 2019 году? 8 самых неожиданных навыков машин Что умеют роботы в 2019 году? 8 самых неожиданных навыков машин

Насколько далеко зашел прогресс в области робототехники?

Playboy
Обзор Nokia 7.1: хороший смартфон среднего класса Обзор Nokia 7.1: хороший смартфон среднего класса

Тестируем смартфон Nokia 7.1 на Android One

CHIP
«Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу «Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу

«Пойдет на всё»: характер Меган Маркл раскрыли по ее письму к отцу

Cosmopolitan
Обрести контроль над вещами и жизнью: 7 принципов минимализма Обрести контроль над вещами и жизнью: 7 принципов минимализма

Обрести контроль над вещами и жизнью: 7 принципов минимализма

Psychologies
7 вещей, которые она делает, пока тебя нет дома (инфа 100%) 7 вещей, которые она делает, пока тебя нет дома (инфа 100%)

Как только вы выходите из дома, все превращается в сюр для мужского мира

Playboy
Даниил Хармс Даниил Хармс

Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант
Крестный ход Крестный ход

Lada XRay Cross. Красивее и кроссовернее

АвтоМир
5 непростительных ошибок при выборе смартфона 5 непростительных ошибок при выборе смартфона

5 непростительных ошибок при выборе смартфона

CHIP
Профессия — стилист: 7 видов специалистов и чем они могут быть полезны Профессия — стилист: 7 видов специалистов и чем они могут быть полезны

Автор «Модного блога» разбирает все масти стилистов

Cosmopolitan
Юлия Завьялова: Юлия Завьялова:

Cosmopolitan пообщался с Юлией Завьяловой

Cosmopolitan
Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Playboy
Работа в цифре. В чем минусы новых способов подбора персонала Работа в цифре. В чем минусы новых способов подбора персонала

Ряд направлений рекрутинга сегодня полностью ушел в цифру

Forbes
Свидания 200 и 300 лет назад: как знакомились, что надевали и на что надеялись Свидания 200 и 300 лет назад: как знакомились, что надевали и на что надеялись

Как знакомились молодые люди в XVIII — XIX веке

Cosmopolitan
5 причин, почему так трудно сказать «Я тебя люблю» (80-е, аллергия и другое) 5 причин, почему так трудно сказать «Я тебя люблю» (80-е, аллергия и другое)

Большой выбор, страхи детства, аллергия — всё это мешает сказать «Я тебя люблю»

Playboy
Байкер-революционер Байкер-революционер

Самая негероическая биография Че Гевары — история не революции, но дружбы

Дилетант
«Будь мужиком»: главные качества настоящего мужчины «Будь мужиком»: главные качества настоящего мужчины

Что противоречит концепции токсичной маскулинности, но одобряется мужчинами?

Cosmopolitan
Его невеста Его невеста

Дизайнер Эли Сааб о том, как одел знаменитостей в свои платья

Vogue
Кэш и мир Кэш и мир

Горькая ягода «Кэшбери» — история новейшей финансовой пирамиды

Esquire
В последний путь: 20 стран, поездка в которые будет стоить тебе жизни В последний путь: 20 стран, поездка в которые будет стоить тебе жизни

20 наиболее опасных стран, из поездок в которые можно не вернуться

Playboy
Как выбрать триммер для бороды: подсказки к 23 февраля Как выбрать триммер для бороды: подсказки к 23 февраля

Выбираем лучший триммер для бороды

CHIP
Пап-культура Пап-культура

У каких пап дочери вырастают счастливыми?

Добрые советы
Психологические защиты: почему мы в них нуждаемся? Психологические защиты: почему мы в них нуждаемся?

Какие мотивы скрывают наши психологические защиты, объясняет психотерапевт

Psychologies
Хак ми тендер. Как кража персональных данных становится самым распространенным преступлением Хак ми тендер. Как кража персональных данных становится самым распространенным преступлением

Границ безопасности для современного человека фактически не осталось

СНОБ
Открыть в приложении