Интервью с советской телеведущей Светланой Жильцовой

Караван историйЗнаменитости

Светлана Жильцова: «Мы назвали вашими именами детей», — писали зрители»

«Дорогие Светочка Жильцова и Сашенька Масляков! Поздравляем вас с бракосочетанием. Наконец-то свершилось, мы очень этого ждали!» — письма летели со всех концов страны. Адрес: «Центральное телевидение. КВН».

Беседовала Виктория Катаева

Зрители упорно считали: если мужчина и женщина вместе ведут передачу, значит, и вне телеэкрана они пара. Так молва поженила Анну Шилову и Игоря Кириллова — ведущих «Песни года» и Новогодних огоньков. У нас же с Масляковым вот как получилось. Ассистентом режиссера была Светлана (не помню ее девичью фамилию). Они с Сашей поженились, и супруга взяла фамилию мужа. А я в конце каждой передачи зачитывала имена тех, кто готовил эфир. Звучало «Светлана Маслякова» — дальше, наверное, зрители уже и не слушали. Видят меня, я произношу: «Светлана Маслякова» — ну и сделали выводы. Полетели поздравительные письма. После первого посмеялись, дальше уже не обращали внимания, поскольку писем было очень много. «Мы назвали вашими именами своих детей — Светочка и Сашенька. Любви вам!» — писали нам зрители. Не станешь же всем объяснять, что мы не муж и жена.

Даже Лапин, председатель Гостелерадио СССР, как-то на летучке заметил: «А Жильцова так влюбленно все время глядит на Маслякова». Но я всегда смотрю на собеседника, в том числе и на Сашу. Позже обратила внимание — другие ведущие обращались не столько к партнеру, сколько к зрителям. Стала брать с них пример.

Мало кто помнит, что первой ведущей КВН стала актриса Наталья Защипина. Ее знали по роли в фильме «Жила-была девочка». А у меня тогда сын родился, и я сидела в декретном отпуске. Когда вышла, режиссер Белла Исидоровна Сергее ва посетовала: «Эх, Светка, что ты сделала (мол, зачем родила)? А то вела бы КВН!» Но Наташа неожиданно уехала с театром на гастроли, и Сергеева пригласила меня.

Моим соведущим был Альберт Аксельрод — один из авторов КВН, медик по образованию. Передачу они придумали вместе с журналистом Сергеем Муратовым и инженером Михаилом Яковлевым. Все трое большие умницы, с ними было безумно интересно! В то время существовал телевизор КВН. Название марки авторы обыграли, превратив в «Клуб Веселых и Находчивых», оно прижилось. Примерно через два года основатели передачи ушли. Почему — не знаю.

Масляков тогда учился в МИИТе (Московском институте инженеров транспорта) и ни о каком КВН не помышлял. На роль нового ведущего рассматривали совершенно другого парня, но все же решили взять Сашу. У него очень обаятельная улыбка. Съемки проходили в Телевизионном театре на Яузе, сейчас это ТКЗ «Дворец на Яузе» рядом с метро «Электрозаводская».

Нам писали большие монологи, перед выходом на сцену Масляков стоял с одной стороны кулис, я — с другой, и оба страшно волновались, у меня так просто ноги подкашивались. Программа ведь шла в прямом эфире на всю страну, никаких видеозаписей и монтажей. Смотрели все, даже правительство. Когда победила команда Обнинска, Никита Сергеевич Хрущев воскликнул: «Молодцы, обчане!» Думал, Обнинск — это где-то на Оби. Не знаю, имела ли место история на самом деле, но мне так рассказывали.

Съемки проходили в Телевизионном театре на Яузе

Тексты содержали «кодовые фразы»: после такой-то должна заиграть музыка, после другой — выносят реквизит... Однажды выхожу на сцену и понимаю, что вылетело из головы название следующего конкурса — «музыкальный». Холодея от ужаса, повернулась к Саше:

— Ты, случайно, не помнишь, как называется конкурс?

А съемка уже идет! Саша шепчет:

— Нет, не помню.

Он в общем-то и не должен был знать — это ведь моя часть текста, у него свои слова. Вспомнила слово «музыкальный», объявила. А что дальше, в чем конкурс заключается? Белый лист, провал в памяти! Начала что-то говорить своими словами, но «кодовых фраз», конечно, не произнесла, поэтому музыка не заиграла, реквизит не вынесли. Команды как-то отыграли, сцену покинули под топот собственных ног.

За кулисами меня отпаивали валерьянкой, а Белла Исидоровна ругала помощников. Я подошла, упала перед ней на колени: «Моя вина... Наказывайте. Хоть убейте». Но она уже пар выпустила и никого не убила. Это единственный подобного рода инцидент в моей творческой биографии, когда думала, что умру от ужаса. Сами видите: столько лет прошло — а помню до сих пор. Хотя телезрители, между прочим, даже не заметили накладки, иначе бы непременно написали. Подмечали все!

Ведущим не разрешалось появляться в кадре в брюках — только платье, юбка с блузкой или кофточкой. И тут вошли в моду брючные костюмы. Мне откуда-то привезли кримпленовый темно-коричневый костюмчик, очень стильный. На свой страх и риск вышла в нем в эфир. И получила сотни писем, среди которых оказалось много коллективных примерно такого содержания: «Светлана! Мы считали вас политически и идеологически зрелым человеком, — писали возмущенные работницы завода или фабрики. — Что с вами произошло?!» Они полагали, что появляться в эфире в брюках недопустимо для советского диктора.

С прическами тоже было строго. Волосы либо гладко зачесывали, либо носили на косой или прямой пробор, мужчинам, кстати, не позволялось отпускать бороды и усы. Однажды я сделала стильную челочку, показалось, что мне идет. Вышла в эфир — и через некоторое время снова негодующее письмо, на сей раз от мужчины: «Светлана!!! Что ты сотворила с собой? Я любил тебя. Заслышав знакомый голос с экрана, бежал с кухни и целовал телевизор с твоим изображением. Зачем ты эту челку выстригла? Она не идет тебе ни с какой стороны!» Но чаще я получала письма от зрительниц, просивших прислать выкройку платья или дать адрес мастера, у которого делаю прическу: «Хотим так же, как у вас».

— А как вы — студентка института иностранных языков — оказались на телевидении?

— В институт на имя замдекана как-то прислали письмо с телевидения: мол, нужен переводчик для съемок программы «Россия в луче прожектора». Почему-то хотели студентку именно четвертого курса факультета английского языка. Я как раз училась на четвертом. Это был конец пятидесятых. Телевидение тогда не пользовалось популярностью, поскольку мало у кого вообще в ту пору имелся телевизор. К редкому его обладателю смотреть единственную программу собирались по вечерам чуть ли не всем подъездом.

Честно говоря, замдекана не очень понимала, зачем понадобились студентки. Спустя годы мы встретились и она призналась, что выбирала девочек с красивыми улыбками и зубами, ведь для телевидения это самое главное, как она полагала. Нас, примерно двадцать девушек с курса, сначала отправили на радио — слушали тембр, затем на телевидение. Выбрали меня.

Возможно, благодаря звонкому голосу. Я ведь с четвертого класса занималась в студии художественного слова в городском Дворце пионеров. В пятом доверили приветствовать XI cъезд комсомола в Кремле. Я на трибуне стояла. Поскольку роста небольшого, лишь голова торчала — мне подставили ящичек. Восемь страниц текста пришлось заучить наизусть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последняя хозяйка усадьбы Горки Последняя хозяйка усадьбы Горки

Зинаида Григорьевна Морозова выложила огромную сумму за усадьбу Горки

Караван историй
Рогатина в волчье логово Рогатина в волчье логово

Штурм Кенигсберга стал самой скоротечной за всю войну операцией

Эксперт
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
4 лихих подразделения спецназа в мире 4 лихих подразделения спецназа в мире

Добро пожаловать в элиту мирового полицейского спецназа!

Maxim
Любовь Казарновская. Сила судьбы Любовь Казарновская. Сила судьбы

Роберт пришел к атташе по культуре: «У меня приятная новость, я женюсь»

Караван историй
Каким будет надвигающийся банковский кризис Каким будет надвигающийся банковский кризис

К осени банковский сектор столкнется с ухудшением качества кредитных портфелей

Forbes
Виктория Маслова: «Судьба мудрее нас» Виктория Маслова: «Судьба мудрее нас»

Интервью с актрисой Викторией Масловой

Караван историй
Нашим от ваших: как в СССР копировали капиталистический автопром Нашим от ваших: как в СССР копировали капиталистический автопром

Автопром в Советском Союзе всегда был как хромая лошадь

Популярная механика
Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу» Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу»

Это было похоже на поклонение «Битлз» — такая же армия фанаток

Коллекция. Караван историй
«Интриги и расследования мне не близки» «Интриги и расследования мне не близки»

Елена Летучая рассказывает о новых проектах и давней мечте

Лиза
Дмитрий Бозин. Уроки волшебства Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Дмитрий Бозин — о своем театральном пути и целях

Коллекция. Караван историй
Самый народный генерал и примерный семьянин. Главные роли Алексея Булдакова Самый народный генерал и примерный семьянин. Главные роли Алексея Булдакова

Цитаты персонажей Алексея Булдакова навсегда ушли в народ

Cosmopolitan
Один день одного года Один день одного года

Вся Россия в 750 снимках

Огонёк
Последний бой Третьего рейха: боевые машины решающей схватки Последний бой Третьего рейха: боевые машины решающей схватки

Какие именно боевые машины схлестнулись друг с другом в боях за Берлин

Популярная механика
Ослики и оптимисты Ослики и оптимисты

Как пандемия меняет убеждения

Огонёк
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Вторая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Прощание с кэшбэками и бонусами: как банки ответили на сокращение комиссий в интернете Прощание с кэшбэками и бонусами: как банки ответили на сокращение комиссий в интернете

Как банки в России будут отвечать на сокращение эквайринговых комиссий до 1%

Forbes
5 индийских фильмов, которые можно смотреть 5 индийских фильмов, которые можно смотреть

Эти фильмы опровергают тезис «кино бывает хорошее, плохое и индийское»

Maxim
«Подушка безопасности измеряется неделями»: Эмин Агаларов о риске банкротства, кредитах в долларах и пустых ТЦ «Подушка безопасности измеряется неделями»: Эмин Агаларов о риске банкротства, кредитах в долларах и пустых ТЦ

Интервью с Эмином Алагаровым, музыкантом и вице-президентом Crocus Group

Forbes
Чужого нам не надо: «Спутник» — советский сай-фай с сильной женщиной и жутким пришельцем Чужого нам не надо: «Спутник» — советский сай-фай с сильной женщиной и жутким пришельцем

Каким вышел блокбастер, замахнувшийся на создание собственной сай-фай вселенной

Esquire
Цифровизация под давлением Цифровизация под давлением

Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию

Эксперт
Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes

Звезда хип-хопа Канье склонен преувеличивать и не в ладах в цифрах

Forbes
Почему военные корабли раньше красили в кубическом стиле Почему военные корабли раньше красили в кубическом стиле

Поблагодарить за такой необычный окрас можно немецкие субмарины

Maxim
«Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине «Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине

Карантин привел к росту спроса на доставку продуктов и готовой еды

Forbes
8 продуктов, которые очень полезны для здоровья сердца 8 продуктов, которые очень полезны для здоровья сердца

Со временем сердце изнашивается — эти продукты поддержат его в трудную минуту

Cosmopolitan
Поляризация памяти Поляризация памяти

Что дала Германии денацификация?

Огонёк
Перестройка XXI века Перестройка XXI века

Михаил Насибулин — о стимулах и барьерах на пути развития цифровых технологий

РБК
Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии

Тина Канделаки рассказывает о том, что прямо сейчас переживает ее бизнес

Forbes
«Валите отсюда». Как москвичи превратились в «понаехавших» «Валите отсюда». Как москвичи превратились в «понаехавших»

«Чумные времена» столетиями оказывают один и тот же эффект

СНОБ
Одиночество – сволочь: 10 самых реалистичных фильмов об изоляции Одиночество – сволочь: 10 самых реалистичных фильмов об изоляции

Реалистичное изображение изоляции в фильмах может сильно нервировать

Cosmopolitan
Открыть в приложении