«Помощь в зачатии — это необязательно сразу ЭКО»: СЕО медиа о фертильности — про мифы о бесплодии и будущее фемтеха
Почему многим, столкнувшимся со сложностями в зачатии, нужно к психологу, а не репродуктологу? Когда в России появятся домашние тесты на фертильность? Как стартапы, связанные с женским здоровьем и климаксом, зависят от инвесторов-мужчин? Мы обсудили эти вопросы с Татьяной Печурко, основательницей «Реи», нового медиа о сексуальном здоровье и зачатии.
В июне на российском медиарынке появилось новое СМИ — «Рея». В фокусе онлайн-издания — темы сексуального здоровья и фертильности. Значительная часть материалов «Реи» посвящена развенчанию мифов о бесплодии, его психологических аспектах и медицинской помощи с зачатием. Издатель проекта — Григорий Туманов, СЕО — Татьяна Печурко. Forbes Woman поговорил с Татьяной о том, как возникло СМИ, посвященное вопросам фертильности, какие заблуждения в этой сфере пугают людей больше всего и почему в России до сих пор не развиваются стартапы в области репродуктивного здоровья.
— Как появилась идея создать медиа, посвященное именно теме фертильности?
— Эта идея появилась относительно недавно. Изначально этот проект был немного про другое, но он трансформировался в медиа. Я много лет работаю в event-агентстве, и так сложилось, что мы много работали с фармкомпаниями и сдружились именно с направлением репродуктологов. Я ездила с ними на конгрессы, мы организовывали разные круглые столы. Во всем мире проходят выставки для конечных пациентов, которые интересуются ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение — Forbes Woman), — они могут называться Fertility Forum или Fertility Show. Люди, которые хотят делать ЭКО, приходят на такие мероприятия, чтобы выбрать клинику, познакомиться с врачами, узнать юридические аспекты. После пандемии мы подумали сделать такую выставку, но в какой-то момент поняли, что нам хочется иметь свое экспертное лицо. Есть профессиональные медиа, которые посвящены вопросам ЭКО, но это очень узкое направление.
Люди, которые готовятся к беременности, часто думают, что если у них не получается, то это сразу означает ЭКО. Но это как кусок пиццы — только один из возможных вариантов. Тем, кому ставят диагноз «бесплодие», не обязательно требуется именно ЭКО. Очень часто нужно просто пойти к психологу. То есть аспектов у вопроса бесплодия очень много, а качественной информации на российском рынке на данный момент нет. Есть гиганты БэбиБлог и baby.ru, но это форумы. Есть блогеры. Но нет ничего посередине.
— Получается, вы заняли эту нишу?
— На самом деле российская медицина в области репродуктологии — одна из сильнейших в мире. И мы знаем, что врачам нужна площадка, где можно было бы корректно, без страшилок освещать разные аспекты женского и мужского здоровья. О мужском, кстати, у нас вообще не принято разговаривать и рассказывать.
Нам важно, чтобы информация не была личным опытом, как у блогеров. Потому что многие пациенты переносят на себя чужую историю, а это неправильно. Каждый организм индивидуален, и нельзя, подсмотрев у кого-то те или иные назначения, прийти к врачу и сказать: «Я хочу так же».
Взвесив все это, мы решили, что хотим сделать медиа о фертильности — о том, как люди готовятся к беременности, что происходит в процессе и сразу после, о мужском здоровье, о психологии. Мы не отсекаем и тему чайлдфри. Есть и такая позиция, и мы ее уважаем. Гриша Туманов, наш издатель, поддержал идею. Ему это откликнулось.
Мы решили сначала сделать MVP — минимально жизнеспособный продукт. Посмотреть: это на самом деле актуально или нам кажется. Запустившись, мы получили фантастический отклик, которого, честно сказать, даже не ожидали. Нам начали писать авторы: «О, классно, я тоже хочу написать на ту или иную тему» — оказалось, что тем безграничное количество. Со стороны журналистской тусовки был отклик: «Как хорошо, что появилась что-то независимое». Со стороны профессиональной тусовки был вопрос: «За вами какой-то бренд? Фармкомпании? Сеть клиник?» Мы говорим: «Нет, это мы сами».
— В дальнейшем вы планируете сотрудничать с клиниками, компаниями медицинского сектора?
— Конечно. Сейчас мы на стадии старта, релиз был 15 июня, но мы хотим сотрудничать и с клиниками, и с разными брендами. У нас не будет скрытой рекламы: если это партнерский материал, то будет указано, что это партнерский материал. Естественно, с нашей медицинской экспертизой.
Если взять выгрузку из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), DocDoc, ПроДокторов, то там [выступает] одна и та же десятка врачей в разном порядке. Однако есть очень много врачей, у которых нет ни времени, ни возможности вести соцсети. И мы хотим дать им возможность делиться своим опытом, случаями из практики.
В России работает «сарафанная» система поиска врачей: «Я сходил к Марье Ивановне, и ты тоже сходи». Но мы ничего не знаем про эту Марью Ивановну: какой у нее опыт работы, какие у нее в данном случае конкретные результаты, сколько случилось удачных циклов? И у нас не принято задавать такие вопросы, мы можем только почитать отзывы. Поэтому мы хотим врачам разных направлений дать возможность высказываться и делиться своими наблюдениями. Естественно, мы будем модерировать это с точки зрения рекламы и корректности медицинской информации и помогать приводить текст в порядок, потому что не все врачи умеют писать. Но такая возможность у них будет.
— В манифесте «Реи» сказано, что в перспективе вы хотите создать платформу для взаимодействия специалистов. Как это будет работать?