Метод «Команды 29». Чем запомнится объявившее о самороспуске независимое объединение юристов
18 июля независимое объединение юристов «Команда 29» объявило о самороспуске. Ранее Роскомнадзор, по требованию Генпрокуратуры РФ, заблокировал сайт проекта за связи с «нежелательной организацией из Чехии». «Сноб» рассказывает, какие дела за годы своего существования вела и предавала огласке «Команда 29»
О самороспуске «Команда 29» объявила 18 июля. «Мы принимаем тяжелое решение о прекращении деятельности “Команды 29”. Адвокаты и юристы продолжат работать в делах своих подзащитных исключительно в личном качестве, если подзащитные не откажутся от их помощи в создавшейся ситуации (По словам экс-участницы объединения, юриста Валерии Ветошкиной, никто из подзащитных от помощи не отказался. — Прим. ред.)», — говорится в заявлении, которое организация опубликовала в своем телеграм-канале.
За два дня до этого Роскомнадзор, по требованию Генпрокуратуры РФ, заблокировал сайт объединения из-за того, что на нем якобы размещались некие материалы «нежелательной организации» из Чехии. Юристы опасаются, что после блокировки сайта, на всех, связанных с проектом людей, могут завести уголовные дела: «В этих условиях продолжение деятельности “Команды 29” создает прямую и явную угрозу безопасности большого числа людей, и мы не можем игнорировать этот риск».
«Команда 29» уже удалила все материалы, которые размещала в социальных сетях: «тексты, памятки, репортажи, расследования, разъяснения законов, истории политических заключенных, судебные документы, интервью, подкасты, литературный проект». Дело в том, что, по мнению членов «Команды 29», после решения Генпрокуратуры РФ все это может квалифицироваться как распространение материалов нежелательной организации.
Как появилась «Команда 29»
Иван Павлов основал «Команду 29» в 2015 году, после того, как его фонд «Институт развития свободы информации»* (он юридически поддерживал граждан, которым по каким-либо причинам не предоставляли доступ к общественно-значимой информации) признали «иностранным агентом». В том же 2015-м Павлов стал одним из учредителей чешской организации «Spolecnost Svobody Informace»** («Общество свободы информации»), которая преследовала те же цели, что и ее российский аналог.
В конце июня 2021-го Генпрокуратура признала организацию «нежелательной», потому что ее деятельность угрожала «основам конституционного строя России». Сам Павлов тогда