От лаборатории до ралли-рейда: как готовят моторное масло для гоночных грузовиков
Гоночные грузовики и грузовики для дорог общего пользования, на первый взгляд, объединяет только марка производителя. Спортивная техника отличается от гражданской весьма серьёзно, но и общего у них больше, чем может показаться. Правда, обнаружить это сходство можно только после глубокого погружения в тему.
С середины прошлого века в Минске выпускают грузовую технику, которая известна не только на постсоветском пространстве, но и во многих странах мира, а с 2010 году МАЗ стал ассоциироваться и с автоспортом. Заводская команда «МАЗ-СПОРТавто» впервые заявила о себе на ралли-марафоне «Шёлковый путь»-2010 и за прошедшие годы прошла путь от дебютанта ралли-рейдов до призёров гонок мирового уровня, включая легендарный «Дакар».
«У нас сильны и техника, и люди»
«Мы едем быстро и составляем конкуренцию соперникам. Это значит, что у нас сильны и техника, и люди», — подчёркивает руководитель «МАЗ-СПОРТавто» и лидер команды Сергей Вязович. Пилот, ставший серебряным призёром «Шёлкового пути»-2021, цену своим словам знает. Всё начинается на бивуаке, где механики готовят машины к старту, а затем уже гоночный экипаж в кабине грузовика борется за результат на дистанции спецучастка. Ошибаться нельзя ни там, ни там, поскольку отыграться после проблем практически нереально. И важно, чтобы техника была надёжной. Судя по тому, что все три стартовавших МАЗ-6440RR добрались до финиша, с технической точки зрения у белорусской команды тоже всё в порядке.
«Серьёзных поломок, если мы сами не ошибаемся на трассе, нет. Помогает в том числе и мобильная лаборатория G-Energy от наших партнёров «Газпромнефть-СМ», которая на бивуаках анализирует состояние масла в узлах грузовика — это позволяет нам существенно экономить время на обслуживании. Нет необходимости разбирать узлы для визуального осмотра, поскольку пробы масла позволяют понять, всё ли с ними в порядке. Если фиксируются какие-то отклонения, то нам говорят, на что стоит обратить внимание. Это огромная экономия времени, которая даёт нашим механикам возможность заниматься другой работой, когда грузовики возвращаются с этапа. Основная работа в плане надёжности для нас сейчас сфокусирована именно на том, чтобы следить за износом узлов и заниматься профилактикой поломок», — говорит Сергей Вязович.
Автоспорт в каждой канистре
Логотипы российского производителя масел на бортах белорусских гоночных грузовиков — не столько реклама, сколько знак партнёрства двух брендов. В мировом автоспорте достаточно примеров плотного сотрудничества заводских команд автопроизводителей и фирм по производству топлива и смазочных материалов. Одним из таких союзов уже на протяжении нескольких лет является тандем «МАЗ-Спортавто» и «Газпром нефти», топливо и масла которой использует гоночный коллектив. Причём почувствовать себя причастным к большому автоспорту могут не только экипажи гоночных грузовиков, но и простые автолюбители.
Если в Формуле-1 технический регламент позволяет командам использовать гоночный бензин и масла, имеющие весьма отдалённое отношение к тому топливу и смазочным материалам, которые продаются на автозаправках и в автомагазинах, то в ралли-рейдах спортивная техника должна использовать топливо, что находится в открытой продаже, а вот масло может быть специально созданным под гонки. Но в МАЗ-6440RR используются стандартные смазочные материалы. Для специалистов «Газпром нефти» это означает серьёзный вызов — надо создать такие смазочные материалы, которые будут одинаково эффективны как в повседневной эксплуатации обычными автомобилями, так и в экстремальных условиях многодневных гонок.