Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историйЗнаменитости

Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

«Так сложилась моя судьба, что с четырех лет я снималась с прославленными на всю страну актерами: Фаиной Раневской, Тамарой Макаровой, Павлом Кадочниковым, Верой Марецкой. За роль в фильме «У них есть Родина» мне, одиннадцатилетней школьнице, в Кремле вручили медаль «За трудовое отличие». Мое фото напечатали все газеты. . .»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: SovkinoArchive/ Vostock Photo

Я жила в самом центре Москвы, на улице Горького, в доме, где Елисеевский магазин. Прямо над ним у нас была квартира. Мой дедушка был главным инженером Елисеевского магазина по холодильным установкам. Благодаря своей должности он и получил там жилье.

Мама была преподавателем музыки в музыкальной школе, а папа у меня погиб в первые дни войны. Мама вышла второй раз замуж, когда мне было шесть лет. У меня был отчим, замечательный человек Исаак Яковлевич, я очень его любила, и он ко мне относился потрясающе: обо мне заботился, кормил, поил, растил. Все было прекрасно.

Бабушка меня одевала как куколку. Она была настоящей рукодельницей, прекрасно шила, вязала, помню, не расставалась с клубком шерсти и спицами. Она, например, сшила мне нарядное платьице по колено. И на мои короткие волосы приколола бант такого же цвета. И мы с бабушкой пошли гулять на Петровский бульвар. Я была очень бойким ребенком, бегала по скверику, кричала, пела и, кстати, очень чисто говорила. К детской песочнице подошла ассистент режиссера. Она искала среди детей героиню для фильма «Жила-была девочка». Я ей сразу приглянулась, и она выбрала меня. Так я и попала в кино...

Но так получилось, что моя жизнь в кино закончилась вместе с детством. Самое смешное, что, несмотря на длинный список ролей, меня ни в один театральный вуз не брали. Педагоги говорили: «Вы уже в кино снимались, вас там испортили, придется переучивать. Идите лучше во ВГИК, а в театральном вам делать нечего, вы уже киношная актриса».

Наталия Защипина с бабушкой Александрой Селиверстовной, 40-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

— А у вас в послужном списке сколько было фильмов?

— Сейчас посчитаю. «Жила-была девочка», «Слон и веревочка», «Первоклассница», «У них есть Родина», «Дети партизана», «В степи»... В общем, много. Я была тогда очень популярная девочка, и, понятно, педагогам не хотелось такую в студентки брать: мол, она уже хлебнула этого всего и знает, как и почему. Они же берут свеженьких девочек, чтобы научить профессии.

Когда я пришла во ВГИК, там набирала курс Ольга Ивановна Пыжова. Она была очень строгим педагогом. И тоже категорически была против съемок в кино. Я поняла, что шансов поступить у меня нет.

И тут мне улыбнулась удача. Совершенно случайно в Серебряном Бору на пляже я встретила Сергея Аполлинариевича Герасимова. А его я знала, потому что снималась в фильме «Первоклассница» с его женой Тамарой Федоровной Макаровой. Она играла учительницу, а я первоклассницу Марусю Орлову. Мы очень тесно общались во время съемок. Сергей Аполлинариевич приезжал к жене, мы все вместе чай пили.

Забавно, но девочки, которые вместе со мной играли в «Первокласснице», так и называли Тамару Макарову — Анной Ивановной, как учительницу. Они любили ее, ходили за ней по пятам и задавали массу вопросов.

Так вот, встречаю Герасимова на пляже.

— Ну как, кума, твои дела?

— Сергей Аполлинариевич, вот так кумой и останусь, не берут меня нигде, ни в театр, ни в кино.

— Как это не берут?

— Все твердят одно: я испорчена кинематографом.

Герасимов задумался: «Ладно, вот что я могу сделать... К Пыжовой так просто не подкатишь, это ученица Станиславского, народная артистка. Мы вот что сделаем: я попрошу в деканате, чтобы ты пришла на туры, прочитала программу, как все, но они ни слова Пыжовой не будут говорить о том, что ты снималась в кино.

Сказано — сделано! Я пришла на тур, все прочитала, и Пыжова меня сразу взяла к себе.

Наталия Защипина и Нина Иванова в фильме «Жила-была девочка», 1944 год. Фото: из архива Киностудии им. М. Горького

— Ольга Ивановна вас не узнала?

— Откуда? Она что, будет смотреть детские фильмы? Пыжова совсем про меня ничего не знала, тем более что ей по просьбе Герасимова ничего в деканате не сказали.

Она узнала о моем «темном» прошлом случайно. Где-то на втором курсе сидим в аудитории. В дверь постучались.

— Защипина, забери наконец свои письма, тут мешки лежат. Не пройти...

Пыжова удивилась: «Почему тебе письма мешками приходят?» А ей девочка из деканата объяснила: «Вы что, Ольга Ивановна, не знали? Наташа же снимается в кино». Так вся правда и открылась. Ольга Ивановна вздохнула: «Ну что ж мне с тобой делать, я тебя уже полюбила». И действительно, я была у нее одной из лучших учениц.

Со мной учились Наталия Кустинская, Тамара Семина, Таня Бестаева. Все три красавицы в будущем стали известными актрисами. Так что у нас курс был очень яркий. Всех растаскивали по кино, но Ольга Ивановна никого никуда не отпускала. Нам было запрещено в кино сниматься.

Такое положение было во всех театральных училищах, потому что студентам надо было учиться, готовиться к сдаче экзаменов. Ведь тогда фильм снимали почти год, долго перед съемками репетировали, это сейчас за неделю все готово. Это правило распространялось и на институт кинематографии. Там актерское мастерство преподавали по системе театра, никакого специального обучения для кино не было.

Я училась с большим удовольствием. Ольга Ивановна умела всех распределить по полочкам, кто чего достоин, кто на что годится. В дипломном спектакле я играла Люську в «Беге». Очень был хороший спектакль, и музыку к нему сам Таривердиев писал. Мама не интересовалась моими студенческими работами. Она была против моей актерской карьеры. Я ведь окончила музыкальную школу при консерватории по классу рояля и очень хорошо играла. Мама мне говорила так: «Учись! В кино выкрасят и выбросят, а надо иметь профессию. Подумаешь, тебя сняли в кино! Ну и что, сегодня сняли, а завтра забыли, а ты никто и ничто». Она хотела, чтобы я была музыкантом.

Но я очень не любила сидеть часами за инструментом, разучивать гаммы. Когда я уже стала самостоятельной личностью, первое, что сделала, продала пианино.

А в Театре сатиры мама спектакли с удовольствием смотрела. Иногда хвалила: «Хорошо сыграла, да и спектакль мне понравился». А порой она приходила и возмущалась: «Ой, что у вас ставят, жуть какая-то, тоска зеленая».

Наталия Защипина с отчимом Исааком Левиным и Фаиной Раневской, 50-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

— Как вы после ВГИКа в Сатиру попали?

— На меня пришли заявки с киностудии «Мосфильм» и со студии Горького. Но я хотела в театр, потому что Ольга Ивановна Пыжова привила нам всем любовь к сцене. Она растила из нас театральных актрис.

Для показа мы с ребятами отрепетировали сценку из Брехта, я там играла старуху, которая была начальником обоза, ее потом играла Пельтцер в кино. И отправились показываться во все театры. Меня пригласили в два театра: в Ермоловский и в Сатиру, но я, конечно, выбрала Сатиру. Попала я туда без всякого блата, просто понравилась главному режиссеру театра Валентину Плучеку.

Почему я выбрала Сатиру? Во-первых, личность Валентина Плучека. Все знали, что он прекрасный режиссер. А во-вторых, мне казалось, что в Сатире я буду петь и танцевать. Я ведь очень хорошо пела. У меня был замечательный голос.

И я не ошиблась в своем выборе. В Сатире я столько партий вокальных спела! Простакову, Лизу Синичкину. Кстати, недавно по случаю праздника в честь годовщины Победы у нас был вечер в театре. И я спела с оркестром балладу Лизы Синичкиной из спектакля «Гурий Львович Синичкин»...

— А вы помните, как вы в первый раз переступили порог театра?

— Осенью на сборе труппы Валентин Николаевич представил меня коллегам: «Вот наша новая молодая актриса, кинодива, но не волнуйтесь, ее отпускать на съемки не собираюсь, будет работать, как все». Никто в Театре сатиры о моей кинокарьере и не подозревал. Кому надо было смотреть фильм «Первоклассница», что вы, смеетесь!

Вся моя слава осталась в детстве. Обо мне тогда и в газетах писали. Все узнали про меня после того, как фильм «У них есть Родина» получил Сталинскую премию. Мне не дали, потому что педагогический совет кинематографа, Министерство культуры решили, что девочке в десять лет государственную премию давать нельзя, это непедагогично.

Наталия Защипина с мамой Клавдией Васильевной и наградой за роль в фильме «У них есть Родина», 50-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

Награждение проходило в Кремле. За мной прислали черную правительственную машину. Через все залы меня сопровождал почетный караул. Все это было очень торжественно, председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник вручил мне медаль «За трудовое отличие».

Одета я была как примерная советская девочка. На мне была черная юбочка в складку на бретельках, белая шелковая блузочка и пионерский галстук. Еще у меня были длинные косички ниже плеч с бантами, мне их мама заплела.

Я ни капельки не волновалась, ничего еще тогда не соображала. Когда мне вручили эту медаль, я села обратно на место в кресло. С одного бока от меня сидела Тамара Федоровна Макарова, а с другого — актер Геловани, который в кино играл Сталина. Тамара Федоровна стала прикреплять мне медаль к бретельке от юбки. Тут, конечно, все корреспонденты подбежали и стали снимать, как сама Макарова мне цепляет медаль. Это фото потом появилось во всех газетах и журналах. Еще бы! Такое событие — маленькая девочка впервые получает медаль в Кремле!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя» Анастасия Талызина: «В этих трамваях я нашла себя»

Анастасия Талызина – о любви к Sex Pistols и накладном животе

Grazia
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
«Белая дача». Чехов в Ялте «Белая дача». Чехов в Ялте

Почему Чехов решил построить себе дачу на юге?

Караван историй
Ребятам о зверятах Ребятам о зверятах

Росина Сефиен вышла на дейтинг-охоту и вернулась со славными трофеями

VOICE
В какой позе лучше всего спать В какой позе лучше всего спать

Какое положение для все же лучше всего подходит для полноценного ночного отдыха?

ТехИнсайдер
It depends It depends

Полина Гагарина с психологом о зависимостях, испытывающих нас и наших детей

Psychologies
Филиппо Минелли: Не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю Филиппо Минелли: Не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю

Звезда международной арт-сцены Филиппо Минелли — о самых сложных проектах

СНОБ
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов

Как побороть страх перед родительской старостью?

Psychologies
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки

Клетки доноров оказались не склонны накапливать мутации

N+1
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие

Почему древние китайские монеты выглядят так необычно?

ТехИнсайдер
Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин Женатые, недоступые, первые попавшиеся, не отвечающие взаимностью: как перестать влюбляться не в тех мужчин

Как перестать сближаться с теми, кто приносит лишь боль и разочарование?

Psychologies
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей

Слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях

N+1
Продается ипотека Продается ипотека

Как выставить на продажу залоговое жилье без досрочного погашения кредита

Лиза
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты

Вот как ваш поцелуй может сказаться на органах слуха любимого человека

ТехИнсайдер
Держать удар: что такое «экванимити» и как бизнесмены ищут опору в невозмутимости Держать удар: что такое «экванимити» и как бизнесмены ищут опору в невозмутимости

Экванимити — умение сохранять внутреннее спокойствие и гармоничное состояние

Forbes
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать 3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать

Что влияет на женское либидо и получение удовольствия от секса?

Psychologies
Там, где раки зимуют Там, где раки зимуют

Какие научные исследования ведутся в подмосковном заповедном озере Глубокое

Наука и жизнь
Начинаем перезагрузку Начинаем перезагрузку

9 работающих советов по психологии, которые ты упорно игнорируешь

Лиза
Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же Совсем не «Круть»: почему Виктор Пелевин четвертый год пишет книги об одном и том же

«Круть»: почему эта книга Виктора Пелевина заставляет испытывать испанский стыд

Forbes
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
«Это не игра в прятки с моей стороны» «Это не игра в прятки с моей стороны»

Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»

Weekend
«Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях «Все совпадения неслучайны»: детективная драма с Кейт Бланшетт о лжи и предубеждениях

«Все совпадения неслучайны»: почему этот сериал надо досмотреть до конца

Forbes
Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них Обрести опору: как женщины стали ходить на каблуках и почему отказываются от них

Когда и почему женщины начали носить каблуки и зачем протестуют против них

Forbes
Открыть в приложении