Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века
29 октября 2004 года на экраны вышла «Пила: Игра на выживание» — первая часть будущей кинофраншизы, изменившей и жанр психологических хорроров, и представление о допустимом уровне насилия на экране. Спустя 20 лет «Пила» продолжает множиться сиквелами спорного качества, что не мешает им уверенно собирать хорошую кассу в прокате. Кинокритик Елена Зархина разбирается в феномене «Пилы» и ее роли в массовой культуре.
Двое героев обнаруживают себя в заброшенном туалете некоего здания. Оба прикованы к стене и не могут сбежать. А посреди помещения лежит тело человека с простреленной головой и пистолетом в руке. Там же герои находят кассету и проигрыватель. Голос на записи сообщает, что их заточение спланировал загадочный человек, которого они могут знать. Цель его в том, чтобы находящиеся в пограничном состоянии герои решились на мучительный выбор. С помощью инструментов они могут отпилить себе конечность, избавиться от кандалов и спастись, а заодно помочь близким, которым также угрожает опасность, — такова завязка хоррора «Пила: Игра на выживание», вышедшего в 2004 году.
Действие в замкнутом пространстве туалета авторы фильма разбавили нелинейным монтажом, с помощью флешбэков рассказывая о предыдущих жертвах таинственного преступника. Но главное потрясение ожидало зрителей в конце фильма, финальный твист которого усиливал впечатление от просмотра.
Дебют, в который не верили
Первая «Пила» была детищем двух недавних дебютантов. В 2003 году режиссер Джеймс Ван снял одноименную короткометражку, которая послужила своего рода промороликом будущего проекта — ленту демонстрировали продюсерам, чтобы показать визуальный концепт фильма и доказать режиссерскую состоятельность Вана. На тот момент за его плечами был только сомнительный австралийский ужастик «Адский», снятый в сотрудничестве с коллегой Шенноном Янгом.
«Пилу» Ван написал в соавторстве с Ли Уоннеллом — впоследствии успешным хоррор-постановщиком (например, «Человек-невидимка» с Элизабет Мосс его рук дело), который также сыграл Адама, одного из двух узников. Ван и Уоннелл познакомились во время учебы в Мельбурнской киношколе, где совместно вынашивали идею будущего проекта: сценарий отчасти основан на страхах и кошмарах самих авторов. Было очевидно, что большого бюджета для дебюта им не получить, а потому сюжет ограничивался лишь одной локацией — комнатой, в которой просыпались прикованные герои.
Получить финансирование в Австралии не удалось, а потому молодые кинематографисты отправились покорять Голливуд, где им улыбнулась удача. Продюсеры Грегг Хоффман, Орен Каулз и Марк Бург взялись поддержать проект, для чего основали кинокомпанию Twisted Pictures и собрали $1,2 млн для съемок, занявших 18 дней.
Ограниченный бюджет сразу сужал и выбор актеров, потому предполагалось, что в проекте не будет больших звезд. Но согласиться на роль детектива Дэвида Тэппа, идущего по следу маньяка, удалось уговорить ветерана Голливуда Дэнни Гловера. А роль маньяка Пилы исполнил Тобин Белл.